ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
Электоральные размышления

Электоральные размышления

Политические лидеры уже вовсю разъезжают по российским регионам с предвыборными поездками, до начала парламентской избирательной кампании остались считанные месяцы, а «Единая Россия» никак не вырвется в лидеры электоральных рейтингов. Может быть, @ социологи «придерживают коней» специально, чтобы значимее был финишный рывок? Возможно… Однако главное – не перестараться.
О том, что большинство избирателей готово проголосовать на парламентских выборах за КПРФ, сегодня уверенно заявляют два ведущих социологических института – ВЦИОМ, проводящий ежемесячные предвыборные опросы, и Фонд «Общественное мнение» (ФОМ), отслеживающий мнение россиян еженедельно.
Соотношение рейтингов лидеров электоральных симпатий, согласно данным ВЦИОМ, в мае составило 28% (КПРФ) к 23% («Единая Россия»). ФОМ на этой неделе заявил о 23% и 20% соответственно. Далее следуют ЛДПР (7%), Яблоко и СПС (по 5%). Однако число тех, кто идет «не в ногу», по-прежнему велико: 21% респондентов затруднились ответить на вопрос о своих политических предпочтениях; 10% признались, что не стали бы участвовать в выборах; 6% сказали, что собираются проголосовать против всех.
Таким образом, более трети россиян (37%) в настоящий момент являются ничьим электоратом, составляя достаточно непредсказуемую по своей политической ориентации «третью силу», что может привести к развитию всевозможных предвыборных сценариев.
В развитие темы ФОМ (http://www.fom.ru/reports/frames/of032206.html) провел опрос, в ходе которого постарался выяснить, от каких партий народу польза? Респондентов спросили, какая из пяти ведущих партий сделала в последнее время больше всего, а какая - меньше всего полезного для людей. Результаты исследования приведены в порядке убывания «полезности»: "Единая Россия", Коммунистическая партия РФ, Либерально-демократическая партия, Союз правых сил, "Яблоко". Рейтинг бесполезности выглядит с точностью до наоборот.
Избиратели в ходе опроса показали себя довольно пристрастными в оценках – их похвалы удостаивались в основном партии, за которые они намерены проголосовать на предстоящих парламентских выборах, партии - конкуренты позитивные оценки почти не получали, что, впрочем, выглядит вполне логично. Так, например, выбирая между "Единой Россией" и КПРФ, 46% избирателей «партии власти» заявили, что в последнее время именно их партия сделала больше всего полезного для людей (46%). Не признали данный факт 7%. Такими же преданными оказались и сторонники КПРФ. 37% избирателей компартии сказали, что больше всего полезного для людей сделала именно их партия. Только 3% не согласились.
Положительные эмоции при формировании электоральных предпочтений вещь, конечно, необходимая. Однако очень часто они бывают замешаны на популизме, а поэтому отличаются своим непостоянством. Сегодня привлекательной кажется одна партия, завтра – другая. Тот факт, что в рейтинге полезности на третьем месте расположилась ЛДПР, размышления о деятельностью которой ни к одной конструктивной ассоциации не приводят, позволяет предположить, что, говоря о пользе, которую приносят партии, респонденты вкладывают в это понятие не только общественный, но и конкретный материальный, а возможно, и психологический смысл.
Кому будут отданы голоса трети потенциальных избирателей? Люди просто не пойдут на выборы или же примут решение о том, за кого они будут голосовать, в самый последний момент? Размышляя об этом, надо учитывать несколько факторов, выявленных политическими экспертами.
Во-первых, мобилизационную способность уже сформированного электората основных партий – в порядке убывания крепости духа это избиратели КПРФ, ЛДПР, «Яблока», «Единой России», СПС. Соответственно, «нестойкие» партии при хорошей работе конкурентов могут потерять своих сторонников.
Во-вторых, треть непредсказуемых избирателей принимает решение напосредственно на избирательных участках. В случае респондентов ФОМ – это 7%. Для них доминирующим фактором станет эмоциональное восприятие партий и их лидеров накануне голосования. Поэтому те, кто стартанет рано, получить голоса таких избирателей шансов не имеют. Адекватным будет и полученный результат.
В-третьих, эту равнодушную часть избирателей надо каким-то образом уговорить придти на выборы. Причем, не традиционными аргументами – угроза реставрации коммунизма на аполитичных граждан не действует. Скорее всего, надо будет либо искать новых героев, либо вовлекать избирателей в интригу или раскручивать людей на интерес, например, материальный… При этом надо учитывать, что чем выше явка, тем лучше результат некоммунистических партий.
Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту