Экологические контрасты

Экологические контрасты

На одном из последних заседаний весенней сессии депутаты Госдумы провалили поправку, предоставляющую налоговые льготы природоохранным объектам. Предложение @ освободить от налога на имущество организации, обеспечивающие защиту и уход за особо охраняемыми территориями, внес в виде соответствующей поправки в главу 30 Налогового кодекса "Налог на имущество организаций" член фракции "Яблоко" С.Митрохиным. Однако при голосовании законопроекта во втором чтении эта поправка получила поддержку лишь 157 депутатов при необходимом минимуме в 226 голосов.
Центристские фракции "Единство" и "Отечество - Вся Россия" не подали за нее ни одного голоса. Доводы о том, что большинство организаций, занимающихся охраной природы, сегодня находятся в бедственном положении и нуждаются в финансовой поддержке, так как им не хватает средств даже на зарплату сотрудникам и на ГСМ для транспорта, проправительственные фракции не убедили. Проблемы выживания охраняемых природных объектов их волнуют гораздо в меньшей степени, как, впрочем, и многие другие невыгодные в популистском плане темы. Однако С.Митрохина это не останавливает, и он намерен внести обновленный вариант поправки на рассмотрение Госдумы уже после введения законопроекта в действие. Цель «Яблока» – сделать так, чтобы заповедники, природные заказники, национальные парки и иные особо охраняемые территории не только были освобождены от налогов, но и обеспечены дополнительным государственным финансированием.
На этом фоне резким контрастом выглядит отношение к проблемам защиты природы стран – членов Евросоюза, куда Россия так стремится вступить. Проблема возникла в связи с предстоящим в 2004 году расширением ЕС за счет вступления в него десяти новых стран: некоторые эксперты опасаются того, что этот процесс может вызвать серьезные проблемы природоохранного порядка, и поэтому устроили широкую дискуссию по поводу принятия превентивных мер, которые могут быть приняты для сохранения природы.
Как заявил в интервью DW-World.de сотрудник берлинского Экологического института и признанный эксперт в области энергетики Феликс-Кристиан Матес: "Я ожидаю от расширения ЕС скорее положительных последствий для экологии, поскольку природоохранные стандарты в ЕС относительно высокие, и новые государства уже в преддверии вступления предприняли значительные усилия для того, чтобы уменьшить у себя дома степень загрязнения природы. Например, у нас в Западной Европе осуществляется довольно строгий контроль за количеством вредных газов, которые электростанции выбрасывают в атмосферу, например, диоксида серы, то есть веществ, которые приводят к вымиранию леса. И вот, недавно в Чехии на электростанциях были установлены новые специальные фильтры, которые действуют эффективнее и быстрее, чем даже в новых федеральных землях Германии. За счет этого выброс вредных веществ был сокращен весьма и весьма существенно. То же касается усиления контроля за количеством отравляющих веществ, сливаемых в реки. Во многих городах и округах Чехии была установлена новая, передовая система водоочистки. Таким образом, одна только подготовка к вступлению в ЕС принесла окружающей среде огромную пользу".
Кроме того, по словам Матеса, "в странах - кандидатах в ЕС порой умеют обходиться с деньгами гораздо экономнее, чем это до сих пор было принято у нас. Например, в Польше действует очень интересная программа экономии энергоресурсов в зданиях. Такого рода программы есть в Европейском союзе, конечно, тоже есть они и в Германии, однако мы часто тратим огромные средства и не в состоянии контролировать, действительно ли эти затраты себя оправдывают. Так вот, одна из особенностей этой польской программы состоит в том, что последняя и весьма не маленькая порция денег выплачивается только тогда, когда экономия энергии действительно доказана путем измерения в течение года или двух. Это очень правильное решение, к которому можно прийти только тогда, когда средств не так много".
И, наконец, расширение сотрудничества со странами Восточной Европы позволяет старым членам ЕС точнее видеть собственные недостатки в области охраны природы. Например, в Европе отсутствуют общие технические стандарты для АЭС. А ведь в новых странах на атомных электростанциях техника отчасти очень старая, опасность аварий велика – и в первую очередь на АЭС, построенных по советским образцам, - а у ЕС даже нет возможности проведения общей политики безопасности. И здесь принятие срочных мер необходимо.
Среди других проблем, требующих немедленного решения, эксперты называют состояние загрязнения воздуха и воды в восточноевропейских странах, вступающих в Союз, которые в ряде случаев очень высоки. Экономические последствия этой диспропорции - искажение конкурентной ситуации на внутреннем европейском рынке. Еще одно противоречие возникнет из-за несоответствия проводившейся до сих пор в ЕС политики резкого сокращения инвестиций в угольный сектор энергетики намерениям стран-кандидатов развивать угледобычу, в том числе, за счет государственных инвестиций. Например, в Польше добывается существенно больше угля, чем во всем остальном ЕС.
Проблемами охраны окружающей среды в рамках ЕС занимается экологическая коалиция, в которую входят скандинавские страны, Нидерланды, Австрия и Германия. В этой связи приоритетной целью после вступления в ЕС новых членов становится налаживание их совместной работы в области экологии. В том, что эту цель Евросоюзу удастся реализовать, у нас сомнений нет, в отличие от ожиданий быстрых позитивных сдвигов в этом направлении в России. Защита окружающей среды – не предвыборная тема. И этим все сказано…
Оценить статью
(0)