Генно-модифицированная угроза

Генно-модифицированная угроза

Одним из участников "круглого стола" на тему: "Аграрная политика России как составной элемент продовольственной @ безопасности государства и укрепления СНГ", который 30 июня прошел в Государственной Думе, была представительница Фонда «Центр охраны дикой природы» Любовь Якубовская. Ее на заседание пригласили, однако слова не дали. В ответ Якубовская распространила заявление Фонда, в котором изложена позиция кампании "За биобезопасность!" Международного Социально-экологического Союза, объединяющего неправительственные природоохранные организации.
Россия сейчас стоит на пороге серьезных перемен. Экономика страны только начинает возрождаться. Сегодня нам предлагается много путей выхода из экономического кризиса. Один из предлагаемых вариантов - широкое внедрение генно-модифицированных организмов (ГМО) в сельское хозяйство, говорится в заявлении.
Генно-модифицированные организмы - это продукт современной биотехнологии. Согласно признанному международному определению, современная биотехнология "означает применение: методов…, которые позволяют преодолеть естественные физиологические репродуктивные или рекомбинационные барьеры и которые не являются методами, традиционными для выделения и селекции".
Лидером в разработке и внедрении современных биотехнологий в сельское хозяйство являются США. Однако ГМО уже не оправдывают экономических ожиданий. По данным экспертов британской почвенной ассоциации (Soil Association, доклад "Семена сомнения: опыт американских фермеров в выращивании генетически модифицированных растений"), ГМ-культуры за период с 1999 года обошлись только экономике США в 12 млрд. долларов из-за субсидий фермерам, падения цен на сельхозпродукцию, резкого уменьшения объемов экспорта и необходимости отзыва рядя продуктов.
Анализ практики выращивания ГМ-растений на фермах США и Канады показал, что иметь дело с гербицидоустойчивой соей или Bt-кукурузой менее выгодно, чем с обычными сортами растений из-за более низких цен па конечный продукт и меньших урожаев (так, урожайность главной трансгенной культуры - сои RoundUp Ready - на 6-11 процентов меньше обычной).
Внедрение ГМО в сельскохозяйственное производство по всему миру в последние годы проходит под лозунгом "Накормим голодных", поэтому мировые рынки сбыта продукции с содержанием генно-модифицированных организмов неуклонно смещаются в третьи страны и страны с переходной экономикой. Транснациональные корпорации распространяют информационные материалы, пытаясь убедить нас, что Россия не сможет прокормить себя сама. Данные экспертов свидетельствуют об обратном: в 2002 году крестьяне собрали 86 млн. тонн зерна, но при существующей системе хранения и сбыта неизвестно, удастся ли его сохранить. В последнее время в России пропадало до 40 млн. тонн зерна ежегодно ("АиФ", №36 (1141), 04.09.2002).
Даже африканские страны активно сопротивляются внедрению ГМО на свои поля и рынки - в 2002 году правительство Замбии наложило запрет на ввоз данной продукции; мотивировав свое решение неизученностью последствий употребления ГМ-пищи для здоровья человека и возможным падением спроса на животноводческую продукцию.
Рост спроса на экологически чистую продукцию в мире растет. В 2002 году Россию посетила делегация Министерства сельского хозяйства Германии. На встречах с производителями было не раз заявлено о том, что Германия надеется на то, что в будущем Россия сможет стать поставщиком экологически приемлемой продукции без ГМО и с минимальным использованием химикатов.
Россия имеет огромный потенциал для развития сельского хозяйства в этом направлении. Mассовое внедрение ГМО навсегда исключит подобную перспективу. Внедрение в производство генетически измененных растений выгодно только крупным корпорациям, Это еще один удар по мелкому фермерству, положение которого в России и так незавидное. Разработка всех ГM культур велась с учетом интересов крупных производств. В качестве примера можно привести трансгенный картофель, устойчивый к колорадскому жуку. Этот сорт совершенно не вписывается в российские пищевые и сельскохозяйственные традиции. Мы привыкли вкушать рассыпчатую картошечку с маслом и укропчиком круглый год. Между тем ГМ сорта картофеля не предназначены для длительного хранения на овощехранилищах, как это у нас принято. Такой картофель нужно немедленно перерабатывать. К потребителю он попадает в виде порошка для изготовления пюре или быстрозамороженных полуфабрикатов.
Нам необходимо учитывать обеспокоенность мирового сообщества относительно безопасности внедрения ГМО (в преамбуле к Картахенскому протоколу по биобезопасности - основному международному документу, регулирующему ГМО, сказано, что его приняли, "сознавая быстрое распространение современной биотехнологии, а также растущую обеспокоенность общественности в связи с ее потенциальным вредным воздействием на биологическое разнообразие, с учетом также рисков для здоровья человека").
Россия не должна отставать от большинства стран мира и не должна ослаблять контроль над внедрением ГМО. В развитых странах существуют независимые органы, контролирующие наличие ГМ-компонентов. В нашей стране сейчас готовятся ГОСТы на определение содержания ГМО в пищевым продуктах, обсуждается несколько вариантов, было бы полезно для всех, если бы в конечном итоге были одобрены более жесткие стандарты, позволяющие наиболее точно определять количество ГМО. Потребитель должен знать, что он ест, и иметь возможность выбора, как это происходит во всех развитых странах. Мы выражаем свою надежду на то, что в ближайшие годы наша страна пойдет по пути, очерченному в Экологической доктрине РФ, принятой Правительством РФ 27 августа 2002 года. В документе сказано, что принципом экологической политики является "упреждающее действие, заключающееся в предотвращении негативных экологических последствий различных видов хозяйственной деятельности до их реализации, учет отдаленных экологических последствий".

Подписи под документом поставили:

Ольга Берлова, Международный Социально-экологический Союз;
Любовь Якубовская, Центр охраны дикой природы
Оценить статью
(0)