На первый и второй рассчитайсь!

На первый и второй рассчитайсь!

Агитация и пропаганда, как учит российский исторический опыт, вещи архиважные. Без них выиграть выборы в нашей стране невозможно. @ В проведении агитации обычно преуспевают коммунисты – в изобретении под названием «от двери к двери» им равных нет. В пропаганде же сильны те, у кого в руках не агитаторы-добровольцы, а информационные ресурсы. Ими же, как известно, распоряжается власть, создавая режим максимального благоприятствования тем участникам избирательной кампании, которые ее устраивают. Это, прежде всего, «партия власти», выступающая каждый избирательный цикл под новым названием, а также другие партии, не являющиеся ей конкурентами и лояльные власти – и риску никакого, и видимость демократических принципов сохраняется.
Думать о том, какие информационные ресурсы лучше всего использовать в ходе предстоящей избирательной кампании, «партии власти» не надо. Социологи фонда «Общественное мнение» (ФОМ) очень своевременно провели исследование СМИ-предпочтений россиян, из результатов которого любому политику становится ясно, где и перед кем надо светиться.
Вне всякого сомнения, главным пропагандистом в России является телевидение – по причине массовой доступности и дешевизны – ведь газеты стоят дорого, их надо найти, купить, прочитать, затем куда-то выбрасывать. С «ящиком» же все просто: включил, выключил и все дела.
Согласно результатам опроса, 76% россиян отдают предпочтения Первому каналу и 65% РТР. Это не означает, что такое количество наших сограждан не смотрят другие каналы - в ходе опроса, проведенного ФОМ в конце июня, респонденты давали любое количество ответов. Однако приоритеты зрительских предпочтений ясны, и они удручают. Тенденциозность освещения этими телеканалами официальных мероприятий с участием первых лиц государства, деятельности силовых структур и политических партий, других масштабных событий, не вызывает сомнения. Так что в какую сторону будут повернуты мозги у аудитории Первого канала и РТР, можно сказать уже сегодня.
Кстати, это подтверждается и опросом ФОМ. 80% зрителей Первого канала и 68% РТР заявили в ходе опроса, что будут голосовать за «Единую Россию». Как говорится, мавр сделал свое дело… В то же время хотелось бы надеяться на то, что результаты этого соцопроса, мягко говоря, не совсем адекватные. Хотя бы потому, что респондентам были предложены только две основные партии – «Единая Россия» и КПРФ, как будто избиратели других партий собственных информационных предпочтений не имеют.
Однако и данный усеченный опрос показывает, что среди аудитории телеканала НТВ, который занял в рейтинге третье место (44%), за «Единую Россию» намерены голосовать меньше респондентов – 44%, за КПРФ – 38%. Аудитория остальных телеканалов в большинстве своем аполитичная. По 15% сторонников обеих партий имеет лишь аудитория местных телеканалов. Располагающийся на 4 месте телеканал СТС (15%) имеет 14% сторонников «Единой России» и 9% - КПРФ. Следующий далее ТНТ (13%) – 12% и 11% соответственно. ТВЦ (12% - 6 место) - 12% и 14%. Культура (10% - 7 место) – по 10% в каждой их партий. Почивший в бозе ТВС смотрели 9% россиян, 9% которых отдавали предпочтение «партии власти» и 8% - КПРФ.
С учетом того, что телевизор не смотрят только 5% россиян, можно сделать уверенный вывод - от того, в каком «политическом» направлении будут стараться главные государственные пропагандисты, будет зависеть и результат голосования. Хотя главное здесь не перестараться – майские исследования о ненавистных московской аудитории политических персонах, в числе которых оказались сразу два члена Высшего совета партии «Единая Россия», все помнят.
В отношении печатного слова, которое, как известно, гораздо менее эффективно воздействует на мозги, чем телевизионная картинка, дела обстоят так: среди федеральных изданий лидируют «Аргументы и факты» (25%), читатели которых готовы голосовать за «Единую Россию» (31%) и за КПРФ (20%). Далее следует «Комсомольская правда» (17%), политические предпочтения читателей которой на 18% отданы «Единой России», на 16% - КПРФ. Третье место уверенно занимает СПИД-Инфо (10%) с предпочтениями 11% и 5%. Четвертое – «Из рук в руки» (9%) с 10% и 6% соответственно. У читателей «Московского комсомольца» (9%) политические предпочтения также присутствуют: 10% проголосуют за «Единую Россию», 6% - за КПРФ.
Как показал опрос, в этом сегменте информационного рынка максимальную роль будут играть местные газеты - их читают 51% опрошенных. Видимо поэтому так много нарушений избирательного законодательства встречается именно в этой сфере: газеты-двойники стали обязательным атрибутом любых выборов. 56% участников опроса, предпочитающих читать местную прессу, намерены проголосовать за «Единую Россию», 57% - за КПРФ.
В то же время в ходе опроса 15% респондентов признались, что вообще не читают газет, из них 10% намерены проголосовать за «Единую Россию» и 19% - за КПРФ.
Рейтинг еще одного серьезного информационного ресурса – радиостанций – выглядит следующим образом: первое место занимает «Радио России» (21%), 26% слушателей которого намерены отдать свои голоса «Единой России» и 24% - КПРФ; второе место принадлежит «Русскому радио» (21%) – 25% и 12% соответственно; третье место – «Маяку» (20%) – 23% и 25%; четвертое – «Европе плюс» (19%) – 21% и 13%; пятое – радио «Шансон» (7%) – 7% и 4%.
Местные радиостанции имеют результат - 20%. Соответственно, политические предпочтения их аудитории равны 21% («Единая Россия») и 22% (КПРФ).
Выводы из представленной социологической арифметики можно сделать вполне конкретные: «Единой России» зажжен зеленый свет во всех СМИ, коммунистам же предлагается сосредоточить усилия на ТВЦ, местных СМИ – печатных и электронных, и радио. Так, впрочем, было и в ходе предыдущей избирательной кампании.
Однако один парадокс все же есть – если последний еженедельный репрезентативный опрос ФОМ показывает, что «Единой России» сегодня готовы отдать свои голоса 22% россиян (коммунистам - 21%), и только 5% из них не смотрят телевизор, а Первый канал смотрят 76%, откуда взялись 80% из этих 76%, то есть почти 60% россиян, готовых проголосовать за «Единую Россию»? Ведь 22% втрое меньше? Или же, когда респондент имеет только один голос, он не торопится отдавать его «партии власти»?
Какой смысл вообще указывать на политические предпочтения зрителей и читателей, если в ходе опроса можно называть сколько угодно каналов и газет, но из политических партий - выбирать только между «Единой Россией» и КПРФ, не имея даже возможности сказать – другие. Это уже не репрезентативность, а ангажированность, что делает результаты опроса необъективными. А может быть, такая цель перед социологами и стояла?
Оценить статью
(0)