Сальмонеллез от американской курятины нам не нужен. Своих заболеваний полно. Поэтому 85 человек, находящихся с соответствующим @ диагнозом в республиканской больнице Улан-Уде из-за отравления курятиной, привезенной из США, – аргумент, достаточный для того, чтобы проигнорировать заявление президента Американской торговой палаты в России (АТП) Эндрю Сомерса о том, что весной будущего года конгресс США может отменить поправку Джексона-Вэника в отношении России, однако при одном условии – если Россия отменит квоты на экспорт в Россию американской курятины.
«Логической связи между поставками мяса птицы и эмиграцией советских евреев, из-за которой в 1974 году был принят этот документ, нет. Однако объем этой продукции в американском экспорте в последние годы значительно увеличивается, и местные производители оказывают давление на своих конгрессменов», - заявил Сомерс. По его словам, власти России «вовсе не обязаны полностью открывать границы для заокеанской курятины», однако «если наши страны договорятся по системе проверок этой продукции, шансы на отмену поправки Джексона-Вэника резко возрастут».
Новый ветеринарный сертификат, ужесточивший требования к производству и переработке мяса птицы, предназначенного для поставок на российский рынок, был введен в сентябре прошлого года. До 1 июля с.г. все американские птицефабрики и хладокомбинаты, желающие работать с Россией, должны были пройти ветеринарную проверку, однако из почти 500 компаний это удалось сделать лишь половине.
Кстати, после 11 июля 2003 года Россия может ограничить ввоз мяса птицы из всех стран Европейского союза. Как заявили в Министерстве сельского хозяйства РФ, это произойдет в случае снятия Еврокомиссией ветеринарных ограничений по куриному гриппу на мясо птицы из Нидерландов, Бельгии и Германии.
Отмену поправки Джексона-Вэника в отношении России Вашингтон увязывает со вступлением России в ВТО. Таким образом, если в ближайшее время не будет решен вопрос с курятиной, Россия в 2004 году не сможет стать членом Всемирной торговой организации.
А между тем очередной раунд переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию открылся в понедельник в Женеве. В течение всей недели российская делегация будет обсуждать условия доступа на рынки товаров с 15 странами и условия доступа на рынки услуг с 11 странами. Как заявил заместитель министра экономического развития и торговли России Максим Медведков, возглавляющий российскую делегацию, вопрос об открытии рынков России иностранным товарам в настоящий момент решен на "70%-80%", но нерешенными остаются проблемы таможенных пошлин на сельхозпродукцию. Кроме того, не решены до конца вопросы о либерализации рынка финансовых и страховых услуг, телекоммуникаций и транспорта.
Как известно, в конце мая с.г. Россия объявила о том, что для нее "технически невозможно" вступить во Всемирную торговую организацию до конца этого года. При этом Россия настаивала на синхронизации ее сроков вступления в ВТО с процессом присоединения к этой организации Украины, Казахстана и Белоруссии. Однако Украина заявила, что не готова отказаться от своих планов на вступление в 2003 году. Как пояснил министр экономики и европейской интеграции Украины Валерий Хорошковский, его страна не намерена отказываться от выполнения двусторонних протоколов, подписанных с членами ВТО ради предлагаемой Россией синхронизации. Украина и Россия выбрали разные пути, и поскольку на пути вступления в ВТО Украина продвинулась дальше других стран СНГ, то уже к концу этого года может стать членом организации, заявил министр.
Однако в самой России по поводу целесообразности вступления в ВТО нет единого мнения. Почти ни у кого не вызывают сомнения долгосрочные выгоды от этого шага, однако в краткосрочном плане, как считают многие эксперты, возможны большие потери, например, рост безработицы. В то же время исследования, проведенные Московским Центром Карнеги и рядом других независимых компаний, показывают, что эти опасения необоснованны. По мнению члена научного совета Московского Центра Карнеги, директора прикладных исследований Центра экономических и финансовых исследований и разработок Ксении Юдаевой, во-первых, на ситуацию в промышленности довольно мало влияют изменения в тарифах, во-вторых, российская экономика и так очень открытая. Поэтому весь краткосрочный негативный эффект, если он и будет, то будет весьма небольшим. В России, как подчеркивает Юдаева, распространено мнение, что прямые иностранные инвестиции должны снизиться в связи со вступлением в ВТО. Существует дилемма между тарифами и прямыми иностранными инвестициями. Нужно повышать тарифы, чтобы привлекать инвесторов. Международный опыт показывает, что это не так. Обычно эффект увеличения транспарентности экономики доминирует, и приток прямых иностранных инвестиций увеличивается, а не снижается.
Еще один момент связан с либерализацией финансового сектора. В России существует достаточно серьезное лобби против либерализации. При этом большинство академических ученых считают, что этот сектор должен быть либерализирован. Мнение, что этот сектор сперва должен вырасти, чтобы быть в состоянии сопротивляться иностранной конкуренции, имеет один слабый пункт - подобная политика несет негативные последствия для промышленности и экономики в целом. Большее открытие этого сектора для иностранного капитала может положительно сказаться на экономическом росте. По расчетам Центра экономических и финансовых исследований и разработок, удвоение притока транснациональных кредитов российским компаниям и удвоение числа иностранных банков может увеличить темпы экономического роста на 1-1,5%, что для российских масштабов достаточно серьезно.
Характерно, что Россия ведет переговоры о вступлении в течение десяти лет, с 1993 года, начав их еще с предшественником ВТО, Генеральным соглашением о тарифах и торговли. Стать членом ВТО можно тремя способами - через пакет двусторонних соглашений, через прямое вступление в ВТО или с помощью ежегодной процедуры отмены действия поправки. Именно третьим путем и получают статус все страны СНГ, за исключением Киргизии, вошедшей в ВТО. Лишь в отношении России и Белоруссии США время от времени вспоминают Джексона.
А между тем в будущем году поправке Джексона-Вэника исполнится тридцать лет. В октябре 1974 года она была предложена сенатором Генри Джексоном и членом палаты представителей Чарльзом Вэником в ответ на призывы еврейских общин Америки оказать давление на СССР в отношении свободы эмиграции. Поправка, которую бывший госсекретарь Генри Киссинджер назвал "блестящим тактическим ходом", остается в силе и поныне, хотя Белый дом ежегодно исключает Россию из сферы ее действия. На протяжении семидесятых годов администрация президента Никсона тихой сапой пыталась добиться от Советского Союза все больших уступок в деле соблюдения гражданских свобод. Среди прочего это касалось и свободы выезда из СССР. Практически единственным способом отъезда для советских граждан было получение израильской визы "для воссоединения семьи". Естественно, что усилия Вашингтона приветствовалось Израилем, лишенным каких-либо способов прямого диалога с Москвой в силу отсутствия дипотношений, и многочисленным еврейским лобби США.
Администрация Никсона рассматривала свои действия в рамках общей борьбы за соблюдение прав человека в СССР, а не как поддержку Израиля или еврейского лобби. Вашингтон говорил, что коли единственный вид выездных виз, которые готова давать Москва - в Израиль, то это - внутренне дело СССР. Немалая часть "родственников", с которыми хотели воссоединиться в Израиле советские граждане, существовала лишь на бумаге. А в сам Израиль ехало обычно не более четверти советских эмигрантов, предпочитая на перевалочном пункте в Вене попросить политического убежища в США, Канаде или других странах.
Усилия США и некоторое ослабление режима в Советском Союзе в начале семидесятых привело к росту эмиграции из СССР с 400 человек в 1968 году до 35 000 в 1973 году. Однако по-прежнему выезд из СССР сопровождался известным риском. Многим власти отказывали в этом праве, а долгие месяцы, а иногда и годы в ожидании разрешения на выезд превращали жизнь желающих уехать в настоящий ад - их увольняли с работы, исключали из вузов и частенько выселяли из квартир.
Администрация Никсона предпочитала действовать тихо, осуществляя "молчаливый торг" - никаких официальных запросов и официальных ответов не давалось, никаких официальных претензий не предъявлялось. Но эта политика приносила свои плоды - механизм эмиграции из СССР совершенствовался. Некоторые вопросы отъезда тех или иных семей, ожидавших виз долгое время и ставших известными, обсуждался в неформальной обстановке на посольских приемах и зачастую решался положительно.
Генри Джексон взорвал эту систему и превратил вопрос эмиграции из Советского Союза в вопрос публичной политики и конфронтации. Формальным поводом стало введение советскими властями "выездного сбора" для отъезжающих. Мотивы этого действия неясны. Это могла быть попытка улучшить начинавшие давать трещину отношения с арабскими странами или же заработать денег на все равно уже мало ликвидном человеческом товаре, как это сделали в разное время со своими евреями Румыния и Эфиопия.
Джексон под давлением еврейских общин и вопреки желанию Никсона решить все тихо-мирно выбрал для удара советско-американскую торговлю. В 1972 году было подписано соглашение, по которому СССР получал от США статус страны с наибольшим благоприятствованием в торговле в обмен на выплату остатка долга по военным поставкам по ленд-лизу. "Статус наибольшего благоприятствования", хотя звучит и громко, на деле означает, что в отношении данной страны с нерыночной экономикой не строится никаких препятствий в торговле. К 1972 году более 100 стран имели такой статус. Джексон предложил поправку, запрещавшую предоставление статуса любой из стран, искусственно ограничивающих эмиграцию. Поправка была принята в 1974 году, а через некоторое время к ней была добавлена и поправка Стивенсона, ограничивающая займы и кредиты американского Экспортно-импортного банка.
По мнению Киссинджера, одного из критиков этого шага, в результате с коммерческой точки зрения СССР оказался в худшем положении, чем в начале разрядки. Сама же поправка оказалась во многом бессмысленной, хотя незначительный повод к ее введению, "эмигрантский налог", был вскоре отменен. В те годы, когда Москва закручивала гайки в отношении эмиграции, уровень любых, в том числе торговых отношений с США был столь незначительным, что ограничения не играли почти никакой роли. В конце восьмидесятых годов ограничения на эмиграцию в СССР практически перестали существовать. Но сама поправка Джексона-Вэника продолжала действовать, ограничивая, в частности, возможности приобретения новейшего американского компьютерного оборудования. В 1998 году было отменено само понятие "статуса наибольшего благоприятствования", которое сменил "статус нормальных торговых отношений". Под него подпадают более 160 стран мира.
«Логической связи между поставками мяса птицы и эмиграцией советских евреев, из-за которой в 1974 году был принят этот документ, нет. Однако объем этой продукции в американском экспорте в последние годы значительно увеличивается, и местные производители оказывают давление на своих конгрессменов», - заявил Сомерс. По его словам, власти России «вовсе не обязаны полностью открывать границы для заокеанской курятины», однако «если наши страны договорятся по системе проверок этой продукции, шансы на отмену поправки Джексона-Вэника резко возрастут».
Новый ветеринарный сертификат, ужесточивший требования к производству и переработке мяса птицы, предназначенного для поставок на российский рынок, был введен в сентябре прошлого года. До 1 июля с.г. все американские птицефабрики и хладокомбинаты, желающие работать с Россией, должны были пройти ветеринарную проверку, однако из почти 500 компаний это удалось сделать лишь половине.
Кстати, после 11 июля 2003 года Россия может ограничить ввоз мяса птицы из всех стран Европейского союза. Как заявили в Министерстве сельского хозяйства РФ, это произойдет в случае снятия Еврокомиссией ветеринарных ограничений по куриному гриппу на мясо птицы из Нидерландов, Бельгии и Германии.
Отмену поправки Джексона-Вэника в отношении России Вашингтон увязывает со вступлением России в ВТО. Таким образом, если в ближайшее время не будет решен вопрос с курятиной, Россия в 2004 году не сможет стать членом Всемирной торговой организации.
А между тем очередной раунд переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию открылся в понедельник в Женеве. В течение всей недели российская делегация будет обсуждать условия доступа на рынки товаров с 15 странами и условия доступа на рынки услуг с 11 странами. Как заявил заместитель министра экономического развития и торговли России Максим Медведков, возглавляющий российскую делегацию, вопрос об открытии рынков России иностранным товарам в настоящий момент решен на "70%-80%", но нерешенными остаются проблемы таможенных пошлин на сельхозпродукцию. Кроме того, не решены до конца вопросы о либерализации рынка финансовых и страховых услуг, телекоммуникаций и транспорта.
Как известно, в конце мая с.г. Россия объявила о том, что для нее "технически невозможно" вступить во Всемирную торговую организацию до конца этого года. При этом Россия настаивала на синхронизации ее сроков вступления в ВТО с процессом присоединения к этой организации Украины, Казахстана и Белоруссии. Однако Украина заявила, что не готова отказаться от своих планов на вступление в 2003 году. Как пояснил министр экономики и европейской интеграции Украины Валерий Хорошковский, его страна не намерена отказываться от выполнения двусторонних протоколов, подписанных с членами ВТО ради предлагаемой Россией синхронизации. Украина и Россия выбрали разные пути, и поскольку на пути вступления в ВТО Украина продвинулась дальше других стран СНГ, то уже к концу этого года может стать членом организации, заявил министр.
Однако в самой России по поводу целесообразности вступления в ВТО нет единого мнения. Почти ни у кого не вызывают сомнения долгосрочные выгоды от этого шага, однако в краткосрочном плане, как считают многие эксперты, возможны большие потери, например, рост безработицы. В то же время исследования, проведенные Московским Центром Карнеги и рядом других независимых компаний, показывают, что эти опасения необоснованны. По мнению члена научного совета Московского Центра Карнеги, директора прикладных исследований Центра экономических и финансовых исследований и разработок Ксении Юдаевой, во-первых, на ситуацию в промышленности довольно мало влияют изменения в тарифах, во-вторых, российская экономика и так очень открытая. Поэтому весь краткосрочный негативный эффект, если он и будет, то будет весьма небольшим. В России, как подчеркивает Юдаева, распространено мнение, что прямые иностранные инвестиции должны снизиться в связи со вступлением в ВТО. Существует дилемма между тарифами и прямыми иностранными инвестициями. Нужно повышать тарифы, чтобы привлекать инвесторов. Международный опыт показывает, что это не так. Обычно эффект увеличения транспарентности экономики доминирует, и приток прямых иностранных инвестиций увеличивается, а не снижается.
Еще один момент связан с либерализацией финансового сектора. В России существует достаточно серьезное лобби против либерализации. При этом большинство академических ученых считают, что этот сектор должен быть либерализирован. Мнение, что этот сектор сперва должен вырасти, чтобы быть в состоянии сопротивляться иностранной конкуренции, имеет один слабый пункт - подобная политика несет негативные последствия для промышленности и экономики в целом. Большее открытие этого сектора для иностранного капитала может положительно сказаться на экономическом росте. По расчетам Центра экономических и финансовых исследований и разработок, удвоение притока транснациональных кредитов российским компаниям и удвоение числа иностранных банков может увеличить темпы экономического роста на 1-1,5%, что для российских масштабов достаточно серьезно.
Характерно, что Россия ведет переговоры о вступлении в течение десяти лет, с 1993 года, начав их еще с предшественником ВТО, Генеральным соглашением о тарифах и торговли. Стать членом ВТО можно тремя способами - через пакет двусторонних соглашений, через прямое вступление в ВТО или с помощью ежегодной процедуры отмены действия поправки. Именно третьим путем и получают статус все страны СНГ, за исключением Киргизии, вошедшей в ВТО. Лишь в отношении России и Белоруссии США время от времени вспоминают Джексона.
А между тем в будущем году поправке Джексона-Вэника исполнится тридцать лет. В октябре 1974 года она была предложена сенатором Генри Джексоном и членом палаты представителей Чарльзом Вэником в ответ на призывы еврейских общин Америки оказать давление на СССР в отношении свободы эмиграции. Поправка, которую бывший госсекретарь Генри Киссинджер назвал "блестящим тактическим ходом", остается в силе и поныне, хотя Белый дом ежегодно исключает Россию из сферы ее действия. На протяжении семидесятых годов администрация президента Никсона тихой сапой пыталась добиться от Советского Союза все больших уступок в деле соблюдения гражданских свобод. Среди прочего это касалось и свободы выезда из СССР. Практически единственным способом отъезда для советских граждан было получение израильской визы "для воссоединения семьи". Естественно, что усилия Вашингтона приветствовалось Израилем, лишенным каких-либо способов прямого диалога с Москвой в силу отсутствия дипотношений, и многочисленным еврейским лобби США.
Администрация Никсона рассматривала свои действия в рамках общей борьбы за соблюдение прав человека в СССР, а не как поддержку Израиля или еврейского лобби. Вашингтон говорил, что коли единственный вид выездных виз, которые готова давать Москва - в Израиль, то это - внутренне дело СССР. Немалая часть "родственников", с которыми хотели воссоединиться в Израиле советские граждане, существовала лишь на бумаге. А в сам Израиль ехало обычно не более четверти советских эмигрантов, предпочитая на перевалочном пункте в Вене попросить политического убежища в США, Канаде или других странах.
Усилия США и некоторое ослабление режима в Советском Союзе в начале семидесятых привело к росту эмиграции из СССР с 400 человек в 1968 году до 35 000 в 1973 году. Однако по-прежнему выезд из СССР сопровождался известным риском. Многим власти отказывали в этом праве, а долгие месяцы, а иногда и годы в ожидании разрешения на выезд превращали жизнь желающих уехать в настоящий ад - их увольняли с работы, исключали из вузов и частенько выселяли из квартир.
Администрация Никсона предпочитала действовать тихо, осуществляя "молчаливый торг" - никаких официальных запросов и официальных ответов не давалось, никаких официальных претензий не предъявлялось. Но эта политика приносила свои плоды - механизм эмиграции из СССР совершенствовался. Некоторые вопросы отъезда тех или иных семей, ожидавших виз долгое время и ставших известными, обсуждался в неформальной обстановке на посольских приемах и зачастую решался положительно.
Генри Джексон взорвал эту систему и превратил вопрос эмиграции из Советского Союза в вопрос публичной политики и конфронтации. Формальным поводом стало введение советскими властями "выездного сбора" для отъезжающих. Мотивы этого действия неясны. Это могла быть попытка улучшить начинавшие давать трещину отношения с арабскими странами или же заработать денег на все равно уже мало ликвидном человеческом товаре, как это сделали в разное время со своими евреями Румыния и Эфиопия.
Джексон под давлением еврейских общин и вопреки желанию Никсона решить все тихо-мирно выбрал для удара советско-американскую торговлю. В 1972 году было подписано соглашение, по которому СССР получал от США статус страны с наибольшим благоприятствованием в торговле в обмен на выплату остатка долга по военным поставкам по ленд-лизу. "Статус наибольшего благоприятствования", хотя звучит и громко, на деле означает, что в отношении данной страны с нерыночной экономикой не строится никаких препятствий в торговле. К 1972 году более 100 стран имели такой статус. Джексон предложил поправку, запрещавшую предоставление статуса любой из стран, искусственно ограничивающих эмиграцию. Поправка была принята в 1974 году, а через некоторое время к ней была добавлена и поправка Стивенсона, ограничивающая займы и кредиты американского Экспортно-импортного банка.
По мнению Киссинджера, одного из критиков этого шага, в результате с коммерческой точки зрения СССР оказался в худшем положении, чем в начале разрядки. Сама же поправка оказалась во многом бессмысленной, хотя незначительный повод к ее введению, "эмигрантский налог", был вскоре отменен. В те годы, когда Москва закручивала гайки в отношении эмиграции, уровень любых, в том числе торговых отношений с США был столь незначительным, что ограничения не играли почти никакой роли. В конце восьмидесятых годов ограничения на эмиграцию в СССР практически перестали существовать. Но сама поправка Джексона-Вэника продолжала действовать, ограничивая, в частности, возможности приобретения новейшего американского компьютерного оборудования. В 1998 году было отменено само понятие "статуса наибольшего благоприятствования", которое сменил "статус нормальных торговых отношений". Под него подпадают более 160 стран мира.