Российское политическое хобби

Российское политическое хобби

Чиновник, говорящий на условиях анонимности. Как часто государственные или просто близкие к власти СМИ @ используют данное словосочетание, @ чтобы вбросить в общественное мнение некую идею или тезис, которые призваны впоследствии стать информационным поводом для отработки некоего сценария, инициирования какого-либо процесса, снятия реакции общественного мнения на то или иное решение властей…
Признанным анонимщиком до своего ухода из правительства был Алексей Волин, в Кремле аналогичная «пальма первенства» принадлежит Владиславу Суркову. Об этом не раз заявляли сами журналисты, с юмором комментируя те или иные «анонимные» утечки.
30 июля появилась очередная – некий высокопоставленный источник в правительстве сообщил, что предложения Владимира Путина по формированию правительства с опорой на парламентское большинство не предполагают перехода к парламентской республике, а нацелены на получение поддержки курса правительства в Госдуме. "Имеется в виду заложить некую традицию более активного участия парламента в формировании правительства с возникновением взаимной ответственности парламентского большинства перед правительством, и правительства - перед парламентским большинством…Не имеется в виду в том или ином виде переход к парламентской республике, - заявил чиновник, говоривший на условиях анонимности. - Имеется в виду, не меняя законодательство и, упаси Господи, не меняя Конституцию, заложить традицию участия парламента в формировании правительства".
Трижды масляное масло, да еще тайное и с упоминанием Господа – именно так процитировало РИА «Новости» правительственного анонима, отметив, что данное разъяснение необходимо вследствие появления различных трактовок прозвучавшего в Послании президента парламенту в мае с.г. предложения о формировании правительства с опорой на парламентское большинство.
Трактовок, помнится, много не было. А речь шла, в основном, о том, кто посоветовал президенту добавить в текст Послания не вписывающееся в его канву предложение о возможности формирования правительства парламентским большинством…
Однако поговорили и забыли, с тех пор прошло более двух месяцев. И вдруг этот вопрос начинает муссироваться вновь. Почему?
Радеющий за правильное понимание общественным мнением позиции президента анонимный чиновник поясняет: имелось в виду, что, при условии формирования устойчивого парламентского большинства в Думе нового созыва, вновь избранный президент мог бы провести предварительные консультации с этим большинством по кандидатуре премьер-министра перед тем как, согласно Конституции, вносить ее на утверждение всего парламента. Также Путин думал и о возможности предварительного обсуждения с парламентским большинством политики будущего правительства по различным направлениям и даже о "широких консультациях" по конкретным кандидатурам членов кабинета, которые будут проводить эту политику. При этом президент не имел в виду изменение порядка внесения и утверждения этих кандидатур.
Какая трогательная забота о том, что намерения президента могут быть истолкованы неверно. И самое главное – какая потрясающая информированность о том, что Путин собирается делать через полгода (!?). Так и представляется картина: сидит президент поздним вечером в кремлевском кабинете и беседует с преданным ему «правительственным чиновником»: как, мол, подоходчивее объяснить народу, что я не хочу идти на поводу у Грызлова и делать правительство партийным, нарушать Конституцию, гарантом которой я являюсь, тоже не хочу… Но и обижать «Единую Россию» не хочется - ведь старается партия, каждое слово на лету ловит и каждую мысль стремится предугадать…
А чиновник, лица которого не видно, отвечает: не беспокойтесь, Владимир Владимирович, разъясним в лучшем виде, что Вы имели в виду, когда в конце Послания упомянули о возможности формирования правительства парламентским большинством… И «Единую Россию» не обидим, и лишнего не пообещаем…
Почему вдруг Кремлю потребовалось разъяснять этот вопрос именно сегодня? Наиболее вероятным представляется ответ – таким образом лучше всего обуздать амбиции того, кто считает этот вопрос решенным.
Конечно, иметь правительство, подконтрольное парламенту (т.е. сформированное им), который, в свою очередь, будет подконтролен президенту (его Администрации) – идея заманчивая, но в российских условиях абсолютно не предполагающаяся соблюдения демократического принципа разделения властей. Что тогда подумает мировое сообщество?
В своем сообщении аноним добавляет, что "политические договоренности вечными не бывают, но на какой-то период позволят добиться в большей степени взаимодействия между парламентом и правительством". Эта ремарка, скорее всего, должна означать, что партии, стремящейся стать правящей, то есть «Единой России», даны гарантии: будете себя хорошо вести, возможен пересмотр нынешних условий в вашу пользу. А теперь еще более прозрачный намек. Как заметил анонимный чиновник, несмотря на то, что в экономическом блоке нынешнего правительства много сторонников СПС и партия имеет реальное влияние на кабинет министров, одноименная фракция очень редко поддерживает в Думе экономические инициативы правительства (!). Такую ситуацию чиновник назвал "странной".
И далее - "Формирование правительства, начиная от кандидатуры премьера, должно проходить в тесном диалоге с парламентским большинством, которое при этом возьмет на себя некие неформальные обязательства по работе с кабинетом министров". Что такое «неформальные обязательства» – попытки лоббирования в условиях отсутствия закона о лоббизме?
И что означают императивные слова – «начиная от кандидатуры премьера»? Это, как известно, конституционная прерогатива президента. И, наконец, чем обусловлен наезд на СПС?
Еще одна цитата анонима: "Правительство будет ощущать ответственность перед этим парламентским большинством". Данная фраза почему-то упорно ассоциируется с В.Володиным и О.Морозовым, которые дружат с некоторыми кремлевскими чиновниками, имеющими привычку выступать анонимно.
Кстати, в своем комментарии аноним несколько раз упоминает о новой политической традиции. Однако президент и так встречался в ходе осенней и весенней сессий с лидерами центристских думских фракций чуть ли не еженедельно для обсуждения наиболее актуальных вопросов. Эти встречи и комментировались как традиционные.
Может быть, на самом деле, «кот на крыше, мыши в пляс?». И как только премьер М.Касьянов убыл в отпуск, так «единороссы» тут же возобновили атаку на общественное мнение, умело манипулируя оборненной президентом в своем Послании фразой? А заодно и Путина решили подучить?
Ведь центристские поправки в закон «О правительстве» уже давно готовы. Кто выступает против них? Союз правых сил, последняя инициатива которого, направленная на недопущение совмещения Б.Грызловым двух постов – министра МВД и лидера партии, как не соответствующего законодательству, была успешно заблокирована. С учетом того, что именно на СПС аноним «накатил», его уши просматриваются довольно отчетливо…
Однако даже если «единороссы» подготовят поправки в законодательство, поддерживать их принятие в трех чтениях Кремлю будет не выгодно. А вдруг «Единая Россия» не выиграет выборы? А вдруг станет неуправляемой? А вдруг превратится в тяжеловесную бюрократическую обузу, перед которой Кремлю придется каждый раз кланяться?
Президенту такого подарка точно не надо. Премьеру же к всевозможным интригам, регулярно запускаемым в его отсутствие, не привыкать…
Оценить статью
(0)