События вокруг ЮКОСа – с одной стороны, совершенно логичные, а с другой – абсолютно противоестественные, продолжают @ привлекать внимание экспертов и социологов. Многие из проведенных исследований общественного мнения на эту тему очевидно являлись заказом спецслужб, так как преследуемая ими цель была ясна - доказать непримиримость общественных настроений к богатым, олигархам, грабительской приватизации и вытекающую отсюда поддержку тех, кто с ними борется, прежде всего, силовых структур.
Некоторые социологические службы с поставленной перед ними задачей справились - их респонденты подавляющим большинством высказались за пересмотр итогов приватизации и признание олигархов абсолютным злом. Другие на основании проведенных опросов были вынуждены констатировать – крупные предприниматели вне зависимости от того, какими путями были заработаны их первоначальные капиталы, сегодня приносят России больше пользы, чем вреда – они создают рабочие места, активно занимаются социальной политикой, образовательными программами и благотворительностью, укрепляют региональную инфраструктуру, укрепляют имидж страны за рубежом.
Ряд исследований был посвящен главе ЮКОСа М.Ходорковскому, самому известному и влиятельному российскому предпринимателю, признанному международными исследовательскими службами самым богатым человеком России. На втором месте во всех рейтингах располагается губернатор Чукотки и фактический владелец «Сибнефти» Роман Абрамович, человек менее заметный и не публичный, но почти такой же влиятельный. Пробел решил восполнить фонд «Общественное мнение», проведя социологическое исследование на тему отношения россиян к этому загадочному человеку.
Отмечая, что Роман Абрамович до недавнего времени был далеко не так широко известен публике, как его "коллеги" - Б.Березовский и В.Гусинский (если в июле 2000 года, перечисляя известных им олигархов, Р.Абрамовича называли 4% опрошенных, то в июле 2003 года - уже 20%), ФОМ делает вывод, что причина роста известности политика и предпринимателя - заключенная им громкая сделка, покупка английского футбольного клуба. Так, 42% респондентов утверждают, что прежде, до того как Р.Абрамович купил "Челси", они ничего о нем не слышали.
Отвечая на вопрос о том, как они относятся к этому предпринимателю и политику, россияне чаще всего говорят: "безразлично" (47%). Плохо относятся к Р.Абрамовичу 28% респондентов, хорошо – только 7%. (результаты М.Ходорковского: 52% - безразлично, 10% - отрицательно, 8% - положительно).
Поскольку особый интерес не только в России, но и за рубежом вызвала покупка Романом Абрамовичем английского футбольного клуба «Челси», это событие стало предметом отдельного исследования фонда.
Как показал опрос, среди рядовых россиян знают или что-то слышали об этой сделке 54% опрошенных (среди мужчин доля осведомленных значительно выше - 67%). Чаще всего наши сограждане затрудняются дать этому событию какую-либо оценку (41%), оценивают покупку клуба "Челси" негативно - 39%, позитивно - 19%.
Те, кто положительно относится к покупке Абрамовичем "Челси" (среди них людей моложе 35 лет - 31%, жителей столичных городов - 30% и респондентов с высшим образованием - 26%), чаще всего аргументируют свое мнение тем, что человек волен распоряжаться своими деньгами так, как считает нужным, и он сам вправе решать, что ему приобрести - 10%.
3% одобряют сделку, т.к. считают, что такие приобретения повышают престиж России, дают повод гордиться страной и ее гражданами, которые могут себе позволить купить старейший @ английский футбольный клуб. 1% далеких от идеологии людей просто радуются, что деньги вкладываются в спорт, пусть и не в российский.
Еще одна позиция, которую разделяют 1% опрошенных: покупка "Челси" - это пример нормальной, обычной международной практики, когда иностранцы покупают "чужие" предприятия, клубы.
У противников сделки (а это чаще всего сторонники КПРФ - 56% и люди в возрасте старше 50 лет - 52%) два основных аргумента: первый - деньги надо вкладывать в отечественную экономику (19%), второй - Р.Абрамович купил "Челси" на средства, "заработанные нечестно" (12%). Еще 5% отмечают, что "это уже излишества", богатые люди "бесятся от жира, не знают, куда деньги девать".
В то же время только 5% россиян заявляют, что их интерес к "Челси" после покупки этого клуба российским предпринимателем повысился. Такая же доля опрошенных утверждает обратное: что их интерес к клубу теперь снизился. Подавляющее же большинство респондентов (71%) говорят, что интерес к "Челси" не вырос, но и не сократился. Однако если раньше болели за "Челси" только 2% россиян (среди мужчин - 4%), то теперь утверждают, что будут болеть за эту команду, 5% опрошенных (среди мужчин - 8%).
Некоторые социологические службы с поставленной перед ними задачей справились - их респонденты подавляющим большинством высказались за пересмотр итогов приватизации и признание олигархов абсолютным злом. Другие на основании проведенных опросов были вынуждены констатировать – крупные предприниматели вне зависимости от того, какими путями были заработаны их первоначальные капиталы, сегодня приносят России больше пользы, чем вреда – они создают рабочие места, активно занимаются социальной политикой, образовательными программами и благотворительностью, укрепляют региональную инфраструктуру, укрепляют имидж страны за рубежом.
Ряд исследований был посвящен главе ЮКОСа М.Ходорковскому, самому известному и влиятельному российскому предпринимателю, признанному международными исследовательскими службами самым богатым человеком России. На втором месте во всех рейтингах располагается губернатор Чукотки и фактический владелец «Сибнефти» Роман Абрамович, человек менее заметный и не публичный, но почти такой же влиятельный. Пробел решил восполнить фонд «Общественное мнение», проведя социологическое исследование на тему отношения россиян к этому загадочному человеку.
Отмечая, что Роман Абрамович до недавнего времени был далеко не так широко известен публике, как его "коллеги" - Б.Березовский и В.Гусинский (если в июле 2000 года, перечисляя известных им олигархов, Р.Абрамовича называли 4% опрошенных, то в июле 2003 года - уже 20%), ФОМ делает вывод, что причина роста известности политика и предпринимателя - заключенная им громкая сделка, покупка английского футбольного клуба. Так, 42% респондентов утверждают, что прежде, до того как Р.Абрамович купил "Челси", они ничего о нем не слышали.
Отвечая на вопрос о том, как они относятся к этому предпринимателю и политику, россияне чаще всего говорят: "безразлично" (47%). Плохо относятся к Р.Абрамовичу 28% респондентов, хорошо – только 7%. (результаты М.Ходорковского: 52% - безразлично, 10% - отрицательно, 8% - положительно).
Поскольку особый интерес не только в России, но и за рубежом вызвала покупка Романом Абрамовичем английского футбольного клуба «Челси», это событие стало предметом отдельного исследования фонда.
Как показал опрос, среди рядовых россиян знают или что-то слышали об этой сделке 54% опрошенных (среди мужчин доля осведомленных значительно выше - 67%). Чаще всего наши сограждане затрудняются дать этому событию какую-либо оценку (41%), оценивают покупку клуба "Челси" негативно - 39%, позитивно - 19%.
Те, кто положительно относится к покупке Абрамовичем "Челси" (среди них людей моложе 35 лет - 31%, жителей столичных городов - 30% и респондентов с высшим образованием - 26%), чаще всего аргументируют свое мнение тем, что человек волен распоряжаться своими деньгами так, как считает нужным, и он сам вправе решать, что ему приобрести - 10%.
3% одобряют сделку, т.к. считают, что такие приобретения повышают престиж России, дают повод гордиться страной и ее гражданами, которые могут себе позволить купить старейший @ английский футбольный клуб. 1% далеких от идеологии людей просто радуются, что деньги вкладываются в спорт, пусть и не в российский.
Еще одна позиция, которую разделяют 1% опрошенных: покупка "Челси" - это пример нормальной, обычной международной практики, когда иностранцы покупают "чужие" предприятия, клубы.
У противников сделки (а это чаще всего сторонники КПРФ - 56% и люди в возрасте старше 50 лет - 52%) два основных аргумента: первый - деньги надо вкладывать в отечественную экономику (19%), второй - Р.Абрамович купил "Челси" на средства, "заработанные нечестно" (12%). Еще 5% отмечают, что "это уже излишества", богатые люди "бесятся от жира, не знают, куда деньги девать".
В то же время только 5% россиян заявляют, что их интерес к "Челси" после покупки этого клуба российским предпринимателем повысился. Такая же доля опрошенных утверждает обратное: что их интерес к клубу теперь снизился. Подавляющее же большинство респондентов (71%) говорят, что интерес к "Челси" не вырос, но и не сократился. Однако если раньше болели за "Челси" только 2% россиян (среди мужчин - 4%), то теперь утверждают, что будут болеть за эту команду, 5% опрошенных (среди мужчин - 8%).