Бег по замкнутому кругу

Бег по замкнутому кругу

3 сентября в Вене открывается трехдневная конференция на высоком уровне по Договору о запрещении ядерных испытаний. В ее работе принимают участие представители @ более 100 стран, которым предстоит обсудить возможности ускорения затягивающегося процесса ратификации этого документа.
Многосторонний Договор о запрещении ядерных испытаний во всех средах (под водой, на земле и под землей, в воздухе, в космосе) был заключен и открыт для подписания Генеральной Ассамблеей ООН в 1996 году. Тогда его подписали более 160 стран мира. В 1999 году Сенат США отказался ратифицировать это соглашение.
Для ратификации этого документа свои подписи под Договором должны поставить представители 44 государств, в том числе, страны - участницы переговоров, имеющие собственную ядерную энергетику или научно-исследовательские ядерные реакторы. Пока подписей 32, из пяти ядерных держав документ не ратифицировали США и Китай. Также Договор проигнорирован со стороны Северной Кореи, Индии, Ирана, Израиля и Пакистана.
Одной из причин, по которой под Договором не ставят свою подпись Соединенные Штаты, – недостаточно надежный процесс верификации, который планируется осуществлять посредством использования сети из более трехсот станций, ведущих непрерывный мониторинг по всему миру. С другой стороны, все больше экспертов отмечает стремление США производить сокращения ядерного арсенала без подписания какого-либо рода международных документов, дабы не сковывать свои действия новыми обязательствами (в настоящий момент речь идет о сокращении в одностороннем порядке ядерных сил до примерно 2 200 боеголовок). Также высказывается мысль о том, США планируют возобновить ядерные испытания, на проведение которых был объявлен мораторий в 1992 году. Поэтому любые мероприятия, подобные нынешнему, ни к какому результату привести не могут, тем более в таком широком формате.
Что касается уровня ядерных арсеналов США и России, то он регулируется рядом соглашений. Ключевую роль играет Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений - 1 (СНВ-1, в английской версии называется START-1), который был подписан в 1991 году США и СССР (после распада СССР это соглашение выполнила Россия). Этот документ предусматривал сокращение стратегических ядерных сил до уровня 1600 стартовых установок и 6 тыс. "учитываемых" боеголовок с каждой стороны.
Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений - 2 (СНВ-2, START-2) был подписан в 1993 году и ратифицирован Конгрессом США и Государственной Думой России несколькими годами позже, однако так и не вступил в силу.
Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений - 3 (СНВ-3, START- 3), о заключении которого договаривались президент США Билл Клинтон и президент России Борис Ельцин еще в 1997 году, вообще не был заключен. Переговоры продолжались три года, но закончились неудачей. Многие эксперты считают, что главной причиной стало нежелание США уничтожать сокращаемые носители атомного оружия (в частности, стратегические бомбардировщики). Согласно этому, так и не заключенному, договору обе стороны предполагали сократить свои ядерные силы до уровня 2 –2,5 тыс. боеголовок.
В ноябре 2001 года президент США Джордж Буш объявил, что США планируют в одностороннем порядке сократить свои ядерные силы до уровня 1,7- 2,2 тыс. боеголовок, а президент России Владимир Путин пообещал ответить аналогичной любезностью. В тот момент у США, по данным WPF, было 1238 баллистических ракет подземного, морского и воздушного базирования, у России - 1140. У США было 5949 ядерных боеголовок, у России - 5520. Совокупный вес ядерного заряда у США составлял 1732 метрические тонны, у России - 3320 метрических тонн. Эксперты считают, что такие ядерные арсеналы практически на 100% гарантируют нанесение обеим странам "невосполнимого ущерба" (то есть, говоря невоенным языком, практически полного уничтожения военного и экономического потенциала обоих государств) в случае обмена ударами.
Можно ли говорить о том, что ядерные силы обоих государств находятся сегодня в состоянии постоянно боевой готовности, что вызывает опасение о возможности несанкционированного пуска - то есть возможности случайного применения ядерного оружия? Многие эксперты разделяют эту озабоченность. Ведь несанкционированный пуск, случившийся из-за технической неисправности, неверно понятого приказа, заговора злоумышленников, неверно оцененной ситуации (несколько лет назад в России приняли норвежскую исследовательскую ракету за боевую американскую) и т.д., резко увеличивает шансы начала полномасштабной атомной войны.
Если же задуматься о том, каким количеством ядерного оружия нашпигована наша планета, становится жутковато. Начиная с 1945 года в мире было произведено примерно 128 тыс. ядерных зарядов. Из них США произвели около 70 тыс., СССР (Россия) - 55 тыс. Имеющихся сегодня в наличии мировых запасов плутония (около 260 тонн) может хватить на изготовление примерно 85 тыс. ядерных зарядов (!).
Согласно исследованию Роберта Норриса и Уильяма Аркина, ядерный арсенал стран мира постепенно уменьшается начиная с середины 80-х годов и начала процесса разрядки. В конце 2000 года в мире существовало примерно 35 535 ядерных зарядов. Для сравнения: в 1995 году - 43 200, в 1990 - 60 236, в 1986 (точка максимума) -69 478, в 1980 - 61 480. Последнее испытание ядерного оружия было проведено в 1998 году, когда Индия и Пакистан испытывали свои атомные бомбы.
Всего, начиная с 1945 года восемь стран мира (США, СССР, Китай, Англия, Франция, Индия, Пакистан и, возможно, Израиль) провели в общей сложности 2 050 испытаний. Ущерб, нанесенный человечеству в результате военных ядерных испытаний, огромен и точно никем не оценен. К примеру, специалисты США, которые оценивали последствия ядерного заражения местности после испытания в штате Невада, не могли оценить ущерб, который нанесли эти взрывы населению близлежащей Мексики, - карты радиоактивного заражения заканчиваются на американо-мексиканской границе.
В то же время, о последствиях подобных испытаний можно получить представление на примере крупнейшего в СССР Семипалатинского полигона (почти 19 тыс. кв. км., ныне на территории Казахстана). По данным Международного Агентства по Ядерной Энергии (МАГАТЭ), в ходе испытаний, которые проводились на этом полигоне с 1949 по 1991 год, пострадало не менее 1 млн. 600 тыс. человек. Наиболее высокие дозы радиации получили жители близлежащих деревень - в общей сложности примерно 67 тыс. человек. К 1998 году из их числа остались в живых лишь 27 тыс. человек.
Оценить статью
(0)