ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
Европа вылепливает новое лицо

Европа вылепливает новое лицо

Участники проходящей в Страсбурге межправительственной конференции Европарламента обсуждают проект Европейской Конституции. До завершающих дебатов @ по данному проекту остается один месяц, однако пока согласованных позиций в наличии меньше, чем спорных. Безоговорочными сторонниками проекта, предполагающего новый уровень интеграции стран Евросоюза и создание в ЕС единого конституционного пространства, эксперты называют Францию и Германию, частично поддерживающими - государства Бенилюкса и Дани.. У остальных имеются вопросы, на которые желательно получить ответ.
В начале недели в Праге для обсуждения проекта европейской Конституции встречались представители стран, вступающих в Европейский Союз, а также небольших государств ЕС: Чехии, Венгрии, Польши, Словакии, Словении, стран Балтии, Ирландии, Португалии, Австрии, Греции и скандинавских стран. Вынесенный ими вердикт довольно жесткий: предлагаемый документ усиливает влияние крупных государств и ущемляет права небольших, а также новичков. Однако принимавший участие в пражской встрече глава МИД Германии Йошка Фишер предостерег их от попыток пересмотра основных положений Конституции ЕС.
Такой же позиции придерживается и Валери Жискар д`Эстен. По его мнению, в ходе 17 месяцев работы над документом, в которой принимали участие более 100 представителей из 27 стран, был выбран оптимальный вариант дальнейшего европейского устройства. Если же «текст будет серьезно исправлен или сокращен, - заявил Жискар д`Эстен, - вполне возможно, что с ним не согласится большинство стран. Поскольку в этом случае тексту не будет хватать двух важнейших составляющих - единства и сбалансированности. И тогда в Европе разразится кризис, совершенно никому не нужный. Как искать из него выход, представляется с трудом». Недовольство законопроектом высказывают не только новички, но и такой европейский зубр, как Великобритания.
Во-первых, Европейский конвент включил в проект Конституции Евросоюза положения о гимне, празднике и флаге ЕС, несмотря на возражение представителей Великобритании против этих "символов государственности". Официальным праздником (Днем Европы) объявлено 9 мая. Гимном Евросоюза станет "Гимн радости" Бетховена, флагом - ставшее уже привычным голубое полотнище с 12-ю желтыми звездами. Девизом Евросоюза будет "Единство в разнообразии".
Во-вторых, Великобритания выступила против усиления идеи федерализма в пределах ЕС, обвинив часть президиума Европейского конвента в организации «федералистского мятежа». Англичанам не понравилась первая статья документа, в которой идет речь о создании Союза, «в рамках которого будет проводиться координированная политика всех государств, входящих в него, и отдельные вопросы общеевропейского значения будут решаться на основе федерализма». Великобритания, как и Франция, ее поддержавшая, усмотрела в этом ограничение своего государственного суверенитета. Позже к этому замечанию присоединились Испания, Нидерланды и Румыния.
В-третьих, Великобритания настроена скептически и в первую очередь хочет изъятия из Конституции положений об автономной оборонной политике ЕС.
Другие спорные положения – передача в ведение ЕС права устанавливать принципы развития экономической политики для всех государств — членов Евросоюза, унификация политики в сфере обороны и безопасности, а также проведение общей внешней политики, централизованное управление сферами здравоохранения, социальной политикой, транспортом, судебной системой, сельским хозяйством, рыболовством, энергетикой, экономическим и социальным объединением, охраной окружающей среды, внутренней и внешней торговлей и так далее.
В ходе обсуждения были определены две основные точки зрения — одни страны выступали за передачу полноты власти наднациональным органам ЕС (Франция, Германия, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург), другие высказались в пользу сохранения части суверенитета в руках национальных правительств (Великобритания, Испания и Польша). Всего эксперты насчитали 14 активных противников представленного текста.
Определенные споры возникли вокруг предложения ввести должность президента ЕС. В результате обсуждения было решено, что вместо президента ЕС во главе Союза будет стоять председатель Европейского совета, избираемый на два с половиной года простым большинством по представлению Европейского совета с правом переизбрания. На его плечи ляжет подготовка и проведение заседаний совета, но он не будет обладать никакой исполнительной властью. Соответственно, его политическая позиция будет совпадать со взглядами партии, получившей большинство в Европарламенте.
Также, согласно проекту, президент ЕС будет возглавлять президиум, состоящий из 15 государств Европейского Союза, ротация которых станет происходить регулярно. Европейские законы станут приниматься Европарламентом и Европейским советом на открытых заседаниях. За принятие законов будут голосовать министры, по одному от каждого государства-члена.
Кроме того, предусмотрено введение новой должности — министра иностранных дел ЕС, совмещающего функции Верховного представителя Евросоюза по внешней политике и безопасности и комиссара по внешним отношениям и одновременно подотчетного Совету министров ЕС и Европейской комиссии. Министр иностранных дел будет обладать широким кругом полномочий в сфере международного представительства, борьбы с терроризмом, планирования операций создаваемого 60-тысячного европейского армейского корпуса. Председатель европейского МИД возглавит также совет министров иностранных дел Евросоюза и будет занимать должность вице-президента Еврокомиссии.
Проект новой Конституции определил ЕС как «союз европейских государств», которые, сберегая свою национальную самобытность, тесно сотрудничают на европейском уровне и осуществляют ряд похожих полномочий на федеральном уровне». В п.2 ст. I-1 проекта Конституции ЕС сказано: «Союз открыт для всех европейских государств, уважающих его ценности и обязующихся совместно их продвигать».
Окончательно судьба этого документа будет решена на межправительственных переговорах 25 стран — действующих и будущих членов ЕС в октябре этого года. Пока из этих 25, стоит подчеркнуть еще раз, только 8 полностью поддерживают указанный проект. С точки зрения численности населения это соотношение выглядит так: 280 млн. — «за» и 100 млн. — «против».
Кстати, согласно результатам июльского опроса, проведенного по заказу Европейской комиссии, большинство жителей Европы не знают о принятии Европейской Конституции, несмотря на то, что члены Конвента, участвовавшие в разработке первой Конституции ЕС, считают свою работу исторической. 55% европейцев никогда не слышали о Конституции, но 49% хотели бы прочитать ее текст.
Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту