По обе стороны свободы слова

По обе стороны свободы слова

«Критика государственных органов полезна для власти. Единственное ограничение на свободу слова может касаться лишь @ распространения противоправных и экстремистских @ идей… Государство не должно давать дотаций средствам массовой информации, но обязано поддерживать определенные темы - в частности, культуру, образование и русский язык… Необходимо создать единое информационное пространство на территории России, тогда в регионах будут распространяться центральные издания и будут доходить до них теле- и радиосигналы… Недопустима ситуация, когда в редакцию приходят "люди в масках"… Форсировать внесение изменений в закон о средствах массовой информации Российской Федерации нельзя».
Все эти слова произнес президент России В.Путин 13 января 2001 года на встрече с представителями средств массовой информации. И процитировал известное высказывание французского короля Людовика XIV "государство - это я", перефразировав его: "я не Людовик, и государство - это не я".
Три месяца спустя, 11 апреля 2001 г., из заявления международной организации "Репортеры без границ": «…переход телекомпании НТВ под контроль "Газпрома" последовал за целым рядом нарушений журналистских свобод на всей территории Российской Федерации. "Репортеры без границ" обвиняют российские власти в том, что те создают препятствия работе журналистов, особенно в Чечне. … Представителям зарубежной прессы становится все труднее работать в России, а иностранным корреспондентам невозможно получить аккредитацию для работы в Чечне».
3 мая 2001 г., из выступления российского уполномоченного по правам человека Олега Миронова: «…власти всех уровней не хотят признавать в СМИ союзника и посредника между гражданами и властными структурами. Ситуация со свободой слова в России под угрозой».
Год спустя…, 25 июня 2002 г., из выступления президента В.Путина перед прессой: «…Власть должна информировать население, и она может это делать двумя способами. Первое - размещать эту информацию в частных средствах массовой информации, что вполне естественное дело, но в то же время я бы не отказал и представителям власти в том, чтобы они сами имели какие-то средства массовой информации и там излагали официальную позицию. Вопрос в другом - в том, чтобы эти официальные средства массовой информации не имели преимуществ на рынке, вот это мы должны обеспечить, безусловно, и с этим я с вашими коллегами абсолютно согласен, это правильная позиция, правильная постановка вопроса. Часто на практике такого не происходит. Получают и деньги или на прямую из бюджетов, либо через аффилированные с бюджетом какие-то коммерческие структуры, рекламу там размещают и так далее. Вот это недопустимо, это неправильно, с этим мы должны бороться…».
2 октября 2002 г., из выступления начальника управления информации президента РФ Сергея Ястржембского на совещании в полпредстве президента РФ в УрФО, посвященном повышению эффективности взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и СМИ: «… За последние 2-3 года отношения между органами государственной власти и СМИ претерпели серьезные изменения. Так, если раньше из-за слабости федеральной власти крупные медиа-холдинги зачастую прибегали к такому способу воздействия на власть, как шантаж, а любые попытки наладить с ними диалог расценивались ими как покушение на свободу слова, то сегодня у государства появилась политическая воля. Это помогло вывести взаимодействие между СМИ и органами власти на качественно новый уровень. Эпоха вакханалии свободы слова в России подошла к концу...».
5 сентября 2002 г. Из обращения писателя Виктора Ерофеева к президенту В.Путину: «…Играть в прятки, вести действия в потемках, как это делает власть сейчас по отношению к свободе писательского слова, – это помогает нехорошим процессам в нашем обществе… Мне кажется, наверху надо определить позицию, как происходят в нашем славном государстве дела по поводу свободы слова, свободы художественного вымысла, по поводу того, что люди имеют право читать то, что они хотят, и думать так, как они хотят…».
Год спустя. 13 сентября 2003 г. Из выступления премьера М.Касьянова на открытии выставки "300 лет российской журналистики - 300 лет российской истории": «Необходимость свободы слова в современной России и свобода слова для СМИ не вызывает никаких сомнений… Сегодня такой уровень развития, что не возникает никаких сомнений в необходимости свободы слова вообще и для СМИ в частности».
В мировом рейтинге свободы прессы, опубликованном в этот день организацией «Репортеры без границ», Россия заняла 121 место из 139 возможных. На первом месте в этом списке оказалась Финляндия, США заняли 17 место, Великобритания - двадцать второе. Из бывших советских республик Россию обогнали не только государства Балтии, но даже Таджикистан и Узбекистан. Позади оказались только Белоруссия Туркменистан.
16 сентября 2003 г. Из выступления представителя ОБСЕ по свободе средств массовой информации Фраймута Дуве на своей прощальной пресс-конференции в Москве: «Две страны на сегодняшний день занимают ведущее место в мире по гибели журналистов, исполняющих свой профессиональный долг, - это Колумбия и Россия… Особенно в трудном положении журналистика в российской провинции, где власти чувствуют полную безнаказанность в своих действиях по отношению к прессе… Политики и журналисты должны знать, всем нам пора, наконец, осознать, что если мы организуем вокруг коррупции заговор молчания, то и свою страну, и своих граждан мы заманим в ловушку. Это будет не только личное преступление, это преступление против своей страны. Россия никогда не сможет стать нормальным и достойным государством, если во многих ее регионах жизнью будет править не конституция, а коррупция… С тех пор, как я начал свою работу, мне приходилось критиковать российское правительство за то, что оно пытается сделать Чечню зоной молчания. И это, надо сказать, является самой большой заботой для моего офиса. Если у вас есть военная сила, и вы эту силу используете, то вы убиваете надежду на будущее у молодого поколения. Надо понимать, что силой вы создаете лишь будущее для террора…».
Из выступлений участников конференции «Реализация конституционного права граждан на информацию в современной России», созванной по инициативе общественной правозащитной организации «Гражданский контроль», Санкт-Петербург, 16 сентября с.г. : Генеральный секретарь российского Союза журналистов Игорь Яковенко: «В нынешней России наблюдается рост закрытости власти от общества. Это связано с тем, что во власть приходит много людей в погонах - военных и представителей спецслужб, которые по своей природе сторонятся гласности. Вместе с тем, в России можно добыть любую информацию, и это обусловлено коррумпированностью чиновников, продающих любой компромат».
Президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов: «Честно говоря, я все больше и больше чувствую себя на плотике посреди бушующего моря общественных интересов, потому что на самом деле так, как я, чувствуют себя многие, думают - меньше, а что-нибудь делают - просто в минимальных экземплярах. И очень заметно растущее одиночество фонда, и позиции его, скорее - некий флаг, поставленный посреди пустыни, где уединилось некое количество людей, которые желают защищать гласность…».
Бывший ведущий сатирических программ «Итого» на канале «НТВ» и «Бесплатный сыр» на «ТВС» Виктор Шендерович: «Сегодня мы можем констатировать государственную монополию на информацию. Независимой даже по формальному признаку прессы не осталось. Сейчас реализуется старый советский принцип: «чего не было в выпуске новостей, того не было и в действительности»… В этом вообще драма России, что в ней, в силу неотрегулированности отношений - нет закона, нету независимого правосудия, нету реального законодательства действующего, нету базовых вещей - в ней очень многое, по крайней мере, зависит от личностного фактора. Америка может в принципе позволить себе, выбрать в президенты табуретку. Ну, будет стоять табуретка в Овальном кабинете, но при этом в Америке останется независимое правосудие, антимонопольное законодательство, будут работать юристы, будет работать биржа, и все с Америкой будет нормально. У нас действительно в огромной степени все утыкается в то - «кто». Придет Зюганов - пойдем в мезозой. Пришел Путин - пошли в сторону закручивания гаек… Что же касается вопроса сегодняшней конференции и истории со СМИ, то здесь это, конечно, внятная политика, проводимая командой Путина и им самим. И в том, что это его политика, а не чья-либо другая - ну, я думаю, только слепоглухонемой может сомневаться». Так, глава юридической службы балтийского Медиа-Центра Саймон Холмберг рассказал о скандинавском опыте. Здесь сосуществуют общественно-правовые телерадиокомпании и коммерческие. Этот дуализм, по словам Холмберга, позволяет избежать одностороннего освещения ситуации, к которому подчас стремятся как политические круги, так и крупный бизнес.
Консультант отдела прессы Директората по правам человека Совета Европы Марио Отмайер: «…Совет Европы готов консультировать российских специалистов в плане усовершенствования законодательства о средствах массовой информации. Но одновременно в России будет проводиться мониторинг соблюдения уже существующих законов. И если ситуация со свободой слова будет не улучшаться, а ухудшаться, не исключено, что в следующем рейтинге, составленном «Репортерами без границ», Россия будет еще ближе к концу списка, который сегодня замыкают Китай и Северная Корея…».
Мнение журналиста Владимира Кара-Мурзы, стоящего у истоков телекомпании НТВ: «…Нынешний Кремль видит в прессе врага, а Ельцин видел в прессе своего союзника. Ельцин понимал, что именно пресса привела его к власти, призвала людей к Белому дому в августе 91 года и сорвала попытку реванша».
Мнение депутата от ЛДПР Алексея Митрофанова: «По выпускам новостей на телевидении очень хорошо видно, что нет больше никакого политического анализа, никаких противостояний, сплошным потоком идет какая-то информация, очень сильно отредактированная. Как зрителю, мне это скучно. Как государственный работник я понимаю, что это путь в никуда, путь к новому распаду России».
Оценить статью
(0)