На повестке дня в России стоит земельная реформа - передача земли из государственной собственности @ в частную и муниципальную. Для содействия этому процессу начал работу проект программы Тасис, направленный на поддержку механизмов регулирования земельных и имущественных отношений. Он продлится 30 месяцев, а его бюджет составит 3,4 миллиона евро. Реализацией проекта занимаются Германское общество по технической кооперации и немецкое Акционерное общество по земельному использованию и управлению. С российской стороны партнерами стали министерство имущественных отношений и Федеральная служба земельного кадастра России. О целях этой работы и о политике в области землевладения и приватизации руководитель проекта Детлеф Вент и его помощники - Фриц Дигмайер и Максим Перов рассказали журналу «Европа».
- Как, по-вашему, следует вести политику в области земельных отношений и каким образом их регулировать?
Детлеф Вент: - Предмет нашего проекта - создание свободного рынка в сфере земельных отношений. Это - длительный и сложный процесс. Земельных отношений в европейском понимании в России никогда не было. И в этой связи масштабы проекта огромны. По моей оценке, после первого и второго этапа приватизации эта задача так и не была решена. Для ее выполнения должны быть мобилизованы огромные ресурсы. Они исчисляются миллиардами или даже триллионами долларов. Исходный принцип для приватизации - программа главы министерства экономики Германа Грефа. Это, так сказать, пятилетка, за которую в России должна осуществиться приватизация. В реализации этой программы участвует много партнеров, в том числе, и мы. То, что меня лично радует в этом проекте - большое поле деятельности, широкий охват проблематики.
Проект состоит из двух основных частей. С одной стороны, технический аспект, земельный кадастр, регистрация прав собственников. С другой - стратегический, политический, законодательный процесс, который затрагивает закон о земельной реформе, акционерных обществах. Наша задача - сделать таким образом, чтобы различные законы были согласованы друг с другом, не содержали противоречий. И в российской Конституции есть основа для этого. Эти законы должны быть скорректированы с введением рыночных отношений на землю. Они - хорошая основа, но их надо трансформировать.
- Как вы думаете, какая земля должна отойти в частные руки, а какая оставаться в собственности государства?
Фриц Дигмайер: - Это - самый острый вопрос. Идет процесс перераспределения земли между правообладателями. Закон о землевладении принят, но его выполнение тормозится. Нелегко найти ответ на вопрос о собственности. Это - принципиальный вопрос. В бывшей ГДР, например, произошла повальная приватизация - вся земля была отдана в частные руки. Но этот принцип нельзя автоматически перенести на российскую почву. В России вообще вопрос о приватизации очень тонок в свете первого этапа приватизации - индустриального. Земля весьма долго находилась в руках государства, и поэтому процесс передачи ее в частные руки задерживается. Мы предлагаем проводить приватизацию земли постепенно и осторожно. На законной основе передавать ее общественно-правовым корпорациям. Это положение содержится в законе о разграничении собственности на землю. Первый этап приватизации может проходить очень долго. В ходе его собственность на землю может оставаться в руках государства в разных формах. Но как показывает опыт западных стран, государство - плохой управляющий, плохой предприниматель. Если земля будет находиться в частных руках, ее будут более эффективно использовать. Однако государство должно контролировать процесс приватизации, чтобы земля не попала в руки тех, кто сможет ею злоупотреблять. По примеру западных стран можно отдать землю органам местного самоуправления, которые, в свою очередь, станут привлекать инвесторов.
Детлеф Вент: - Приватизация промышленности и земли - весьма разные вещи. Капитал, промышленность, имущество могут быстро исчезнуть - в России тому много примеров. Прибыль оседает в карманах отдельных лиц, олигархов. Земля же остается там, где она и была, с ней безопасно иметь дело. Но здесь тоже нужен осторожный подход, своего рода стратегия "луковицы". Сначала мы должны определиться с тем, что должно оставаться в федеральной собственности, а что может быть передано в частные руки. Должен быть создан земельный пул, который нужно очень осторожно использовать на региональном и федеральном уровнях. Но важно не повторить ошибок первого и второго этапов приватизации.
Субъекты местного самоуправления должны получить достаточно полномочий. Важнейший принцип демократии - управление снизу вверх. Все должно проходить на общих законных основаниях.
- Как будет развиваться проект на местах, в каких регионах он будет проводиться, какие мероприятия предусмотрены в его рамках?
Максим Перов: - Говоря о механизмах внедрения, мы имеем в виду работу над текущими законопроектами. Тематика, которой мы занимаемся, - это перекресток интересов различных министерств и ведомств, соответственно, выдвигаются различные, зачастую диаметрально противоположные законопроекты. Одна из наших задач в рамках "круглых столов" - попытаться скоординировать эти усилия и показать, каков европейский опыт работы над законопроектами в этой области. Те законы, которые уже приняты, не имеют зачастую механизмов внедрения. Мы хотим показать их и попытаться применить в пилотных регионах. Их на сегодня три. Это - Ростов-на-Дону, Великий Новгород и Пермь. Большой упор в проекте делается на повышение квалификации. Это будет как работа на местах, так и поездки специалистов из регионов в европейские страны.