ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
Грузинские фантазии с каспийским оттенком

Грузинские фантазии с каспийским оттенком

Грузинские фантазии с каспийским оттенком

Тбилиси распоряжается не принадлежащим ему газопроводом, а Киев предлагает не принадлежащую ему нефть  @
Странные вещи происходят @ вокруг каспийской нефти. @ Как заявил РИА "Новости" президент Грузинской Международной нефтяной компании (ГМНК) Георгий Чантурия, в ходе официального визита в Тбилиси в начале октября президента Узбекистана Ислама Каримова этой республике будет предложено транспортировать свой газ по будущему экспортному трубопроводу Баку-Тбилиси-Эрзурум (Турция). По его словам, Узбекистан располагает запасами газа, транспортировка которого по упомянутому трубопроводу гораздо рентабельнее.
Комментируя данное сообщение, Media-Press  отмечает, что грузинская сторона уже во второй раз делает заявления, явно выходящие за рамки ее компетенций. В первый раз, в начале прошлого года, она предложила транспортировать российскую нефть по соединительному трубопроводу Новороссийск-Супса-Джейхан (НСД). Как сказал тогда тот же Г.Чантурия, по нему предполагается транспортировать нефть, поступающую в Новороссийск по трубопроводу КТК (Каспийского трубопроводного консорциума), сибирскую нефть, а также нефть, доставляемую в Новороссийск по железной дороге из Махачкалы. По словам Г.Чантурии, Босфорский пролив, по которому сейчас идет львиная доля российского нефтяного экспорта, не в состоянии "переварить" такие объемы. И поэтому строительство нефтепровода НСД весьма целесообразно. При этом Чантурия подчеркнул, что строительство трубопровода НСД, часть которого должна пройти по территории Абхазии, будет выгодно как для Грузии, так и для России, а также для всех стран Кавказского региона. В экономическом же плане Россия выиграет от данного проекта в среднем до $500-700 млн. только от разницы в цене на транспортировку трубопроводом.
"Роснефтегазстрой" и Грузинская международная нефтяная корпорация даже подписали соглашение о строительстве трубопровода НДС и создали совместное предприятие "ГрузРоснефтегазстрой". По этой ветке они собираются ежегодно прокачивать 30 млн. тонн российской и казахстанской нефти. По этому поводу российская газета "Ведомости" писала, что СП намерено врезаться в ОЭТ Баку-Джейхан и прокачивать по нему весь планируемый объем.
В Госнефтекомпании Азербайджана эту информацию прокомментировали для Media-Press однозначно: "Без согласия ГНКАР и других членов консорциума эти планы не могут быть реализованы. В Баку вообще довольно скептически относятся к планам возможного смешения высококачественной азербайджанской нефти с низкокачественной российской, так что эта идея, мягко говоря, не вызывает у нас восторга, тем более что грузино-российский альянс замахнулся больше чем на половину пропускной способности трубопровода Баку-Джейхан. Похоже, это всего лишь очередная газетная "утка". "Как Госнефтекомпания Азербайджана, так и британо-американская компания BP не имеют никакого отношения к проекту строительства трубопровода Новороссийск-Супса-Джейхан. НСД никак не связан с Основным экспортным трубопроводом (ОЭТ) Баку-Тбилиси-Джейхан и ни о какой врезке в ОЭТ и речи быть не может", - заявили Media-Press в ГНКАР. И вот теперь Грузия собирается предоставлять мощности в еще не построенном и также не принадлежащем ему газопроводе Баку-Тбилиси-Эрзурум для прокачки узбекского газа.
Думается, что реакция участников проекта "Шах-Дениз" на эту идею будет такой же, как и в первом случае. Пример Тбилиси, по-видимому, оказался заразительным для Киева. И Украина ищет, более того, как заявил президент ОАО "Укртранснафта" Александр Тодийчук, даже нашла потенциальных покупателей каспийской нефти. Как будто истинные хозяева каспийской нефти не могут сами найти покупателей.
По словам А.Тодийчука, с помощью европейских партнеров Украине удалось найти потенциальных поставщиков 9 миллионов тонн каспийской нефти для заполнения нефтепровода Одесса-Броды, а также потенциальных покупателей 6 миллионов тонн этой нефти в Европе. Об этом он заявил после многосторонней встречи в Брюсселе по поводу создания Евразийского нефтетранспортного коридора, в который может войти и нефтепровод Одесса-Броды, сообщает украинская служба BBC. Во встрече приняли участие представители Украины, Польши, Словакии, Чехии, Германии, Великобритании, а также Еврокомиссии. Вместе с тем, по словам А.Тодийчука, "Украина получила четкий сигнал о том, что даже в случае временного реверса нефтепровода (то есть в направлении Броды-Одесса, чего добиваются некоторые российские нефтекомпании) европейцы надолго потеряют интерес к украинскому пути транспортировки каспийской нефти".
Первая очередь нефтетранспортной системы Одесса-Броды была сдана в эксплуатацию в мае 2002 года. Ее пропускная способность - 9-14,5 млн. тонн нефти в год с резервуарным парком 200 тыс. кубометров. Морской нефтяной терминал "Южный" способен принимать танкеры дедвейтом до 100 тыс. тонн. Предусматривается расширение мощности нефтепровода до 40-45 млн. тонн в год с резервуарным парком 600 тыс. кубометров.
Ряд российских нефтяных компаний обратился к главам правительств России и Украины с просьбой о содействии в реализации проекта реверсного использования нефтепровода Одесса-Броды для прокачки на экспорт 9 млн. тонн нефти в год. Правительство Украины отложило окончательное решение по вопросу определения варианта использования нефтепровода Одесса-Броды, решив привлечь независимого эксперта для оценки перспектив его реверсной работы для прокачки российской нефти в Одессу. По оценкам "Укртранснафты", для рентабельной работы трубопровода требуется его загрузка в объеме не менее 4,5-6 млн. тонн нефти в год.
Что же касается заявлений Грузии по поводу Узбекистана, то, как заявил президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Натик Алиев, Узбекистан вообще не сможет подключиться к проекту строительства Южно-Кавказского газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум. "Я не понимаю, как можно подключиться к проекту. Газопровод будет строиться в рамках первого этапа разработки месторождения Шах-Дениз, и у этого проекта уже есть свои акционеры. Подключиться к нему можно, только перекупив долю у одного из акционеров", - приводит Интерфакс-Азербайджан слова Н.Алиева. Но и это не решает всех проблем, считает глава ГНКАР, так как для поставок газа в Турцию или Грузию должны быть соответствующие договоры о купле-продаже газа, его транзите и т.д.
По его словам, переговоры могут быть только о поставках узбекского газа в Грузию. "Для этого есть два пути - один через Россию, другой - через Азербайджан. У нас имеется старый магистральный газопровод, по которому в советские годы поставлялся газ в Грузию. Он долгое время не использовался и находился в нерабочем состоянии. Но сейчас он ремонтируется, поэтому Узбекистан при желании может им воспользоваться, естественно при оплате соответствующего транзитного тарифа", - подчеркнул Н.Алиев.
В свою очередь, посол Грузии в Азербайджане Зураб Гумберидзе в интервью Media-Press опроверг информацию о проведении переговоров с официальным Ташкентом о возможности присоединения Узбекистана к трубопроводу Баку-Эрзурум. «Речь идет не о присоединении Узбекистана к трубопроводу Баку-Тбилиси-Эрзурум, а об интересе этой страны к транспортному и энергетическо

Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту