Сразу две встречи состоялись 9 октября в Гальском районе Абхазии. Одна из них была внеочередной. В Гальском офисе @ миссии ООН, но без участия журналистов, состоялась грузино-абхазская встреча под эгидой ООН, причем явно незапланированная. Причиной созыва этой встречи явилась обострившаяся за последнее время ситуация в зоне конфликта. Она состоялась по инициативе и под председательством специального представителя Генерального секретаря ООН в Грузии Хайди Тельявини. Как отметила сама госпожа Тельявини, у сторон, по ее мнению, есть что сказать друг другу.
Абхазскую делегацию на встрече возглавлял министр иностранных дел Сергей Шамба. В ее составе также присутствовал председатель СГБ Абхазии Гиви Агрба. Грузинскую - министр по особым поручениям Малхаз Какабадзе, на встрече также со стороны Грузии присутствовал Автандил Иоселиани, начальник департамента внешней разведки. Именно они совсем недавно в прямом эфире Тбилисского телевидения, совместно с Тамазом Надарейшвили, лидером так называемого Верховного совета Абхазии в изгнании, обсуждали ход грузино-абхазских переговоров и даже не особо сопротивлялись предложению Надарейшвили арестовать прямо в аэропорту министра иностранных дел Абхазии Сергея Шамба. Он должен был в ближайшие дни прилететь на второй этап переговоров в рамках координационного совета. Однако абхазская делегация посчитала небезопасной предстоящую встречу, которая так и не состоялась.
Однако сейчас обстановка на грузино-абхазской границе вновь обострилась. А нападение грузинской диверсионной группы на пограничников Абхазии и ряд других преступлений вызвали необходимость внеочередной четырехсторонней встречи. В ней также приняли участие главный военный наблюдатель Кази Ашфак и начальник штаба российских миротворческих сил генерал-майор Сергей Намоконов. По окончании встречи глава грузинской делегации Малхаз Какабадзе сообщил, что Грузия подтвердила свою приверженность и свою готовность в решении всех существующих проблем. Однако председатель СГБ Абхазии отметил, что Грузия постоянно отказывается признавать нахождение на своей территории террористических группировок, а последним нападениям придают исключительно криминальную окраску.
Однако установленные личности боевиков, обстрелявших 5 октября в Гальском районе Абхазии автомобиль пограничников и убитых в ходе перестрелки, свидетельствуют о том, что на территории Грузии, как раз-таки террористы и существуют. Убитые оказались граждане Грузии Бахва Копалиани и Тенгиз Зарандия. По сообщения СГБ Абхазии, боевики были членами одного из диверсионно-террористических формирований, направленных в Гальский район Абхазии из Зугдидского района Грузии. Глава службы госбезопасности заявил, что уничтоженные боевики принимали активное участие в боевых действиях во время рейда отряда Руслана Гелаева в Кодорское ущелье в октябре 2001 г.
После переговоров, как и полагается, ООН распространила протокол "По разрядке напряженности и улучшении механизмов безопасности в зоне конфликта". В нем отмечается, что стороны договорились о сотрудничестве и принятии необходимых мер по сокращению преступных действий, какого бы характера они ни были, которые серьезно влияют на безопасность в зоне конфликта. Также была достигнута договоренность обменяться списками преступлений, которые, по утверждению сторон, были совершены в Гальском районе. Стороны согласились вновь встретиться на столь высоком уровне 9 декабря 2003 г., чтобы оценить достигнутый прогресс.
В этот же день состоялась другая встреча. На территории ИнгурГЭС /электростанция, находящаяся на территории Абхазии, вырабатывающая электричество также частично для Грузии/ прошли трехсторонние переговоры по согласованию графика работы 400-мегаваттной гидроэлектростанции в зимний период. Во встрече приняли участие генеральный директор ИнгурГЭС Леван Мебония, генеральный директор абхазского "Черноморэнерго" Сергей Багапш и генеральный директор тбилисской энергосети "Тэласи" Дангирас Николаюнас.
По некоторым данным, Абхазия настаивает на сокращении расхода воды и выработки электроэнергии. Это объясняется тем, что низкий уровень воды в водохранилище вынуждает сократить выработку электроэнергии. Однако это чревато проблемами в зимний период, когда потребление электроэнергии возрастает в несколько раз. Как заявили грузинские энергетики, при отсутствии импорта из России и Армении сокращение выработки электроэнергии на ИнгурГЭС в канун зимы может привести Тбилиси к энергетическому кризису. А отсутствие электроэнергии перед парламентскими выборами 2 ноября вместе с задолженностью правительства по зарплатам и пенсиям может поставить под удар и без того низкий рейтинг грузинской власти.
Л.С. Сухум.