На данном этапе ничто не мешает Ирану совершенно открыто производить компоненты ядерного оружия<br><i>Мнение эксперта</i>

На данном этапе ничто не мешает Ирану совершенно открыто производить компоненты ядерного оружия<br><i>Мнение эксперта</i>

На данном этапе ничто не мешает Ирану совершенно открыто производить компоненты ядерного оружия<br><i>Мнение эксперта</i>

  В сентябре на военном параде в Тегеране были показаны ракеты средней дальности, @ способные нести ядерные боеголовки. Эта нарочитая демонстрация силы еще больше усилила опасения относительно ядерной программы Ирана. О ядерной программе Ирана в интервью VOA рассказал вашингтонский аналитик, сотрудник научно-исследовательского Института Брукингса Майкл Леви.
- Как вы оцениваете эти новые ракеты «Шахаб-три», которые Иран показал на военном параде в Тегеране? Какую потенциальную опасность они представляют?
Майкл Леви: Это баллистические ракеты с дальностью полета до тысячи трехсот километров, которые они покрывают за несколько минут. Они способны нести ядерные боеголовки сравнительно простых первых образцов. Технические отличия между ракетами, служащими средством сдерживания, и ракетами, предназначенными для нанесения первого удара, незначительны. Категория, к которой вы относите те или иные ракеты, определяется их боевыми задачами, а не техническими характеристиками. Попытки Ирана разграничить ракеты по техническим показателям, объявив одни мирными, а другие агрессивными - это чистой воды демагогия.
- Международное Агентство по атомной энергии вполне это осознает и требует, чтобы Иран до тридцать первого октября доказал МАГАТЭ отсутствие у него ядерных боеголовок...
М.Л.: Позвольте уточнение: МАГАТЭ не потребовало, чтобы Иран доказал отсутствие у него программы производства ядерного оружия. МАГАТЭ лишь попросило, чтобы Иран допустил на свои объекты инспекторов, которые сами должны убедиться в отсутствии таких оружейных проектов. На данном этапе ничто не мешает Ирану совершенно открыто производить компоненты ядерного оружия. Это и заводы по обогащению урана, и реакторы, в которых производится плутоний. И те, и другие имеют двойное военно-гражданское назначение. Поэтому одними инспекциями МАГАТЭ ограничиваться нельзя. У Ирана должны быть изъяты технологии для обогащения радиоактивных материалов.
- Почему Иран, зная, что демонстрация ракет вновь привлечет внимание к его ядерным амбициям, тем не менее, пошел на этот шаг?
М.Л.: Иран маневрирует подобно тому, как это делал Ирак. С одной стороны, ядерные амбиции надо до поры до времени приглушать, с другой стороны - Ирану есть смысл их афишировать в своих геополитических маневрах, в устрашении соседей и давлении на великие державы, чтобы те не вмешивались в его внутренние дела. Так что это тонкая игра, в которой в равной мере опасно как недожать соперника, так и пережать его.
- Насколько серьезна угроза, которую ядерные амбиции Ирана несут, в частности, Израилю?
М.Л.: Наличие ядерного оружия способно придать еще большую агрессивность политике Ирана. И, может быть, наибольшую уязвимость в этой связи почувствует не Израиль - ведь у него есть свои ядерные средства сдерживания - а, скажем, Саудовская Аравия. На днях в печать просочились слухи, будто Эр-Рияд, да и Дамаск подумывают об отказе от безъядерной стратегии. Может быть, иранские ядерные программы в теории и не несут угрозу региональной безопасности, но страны региона на практике именно так их воспринимают, и в этом все дело.

 

Оценить статью
(0)