ОБСЕ против пыток: очередной раунд

ОБСЕ против пыток: очередной раунд

ОБСЕ против пыток: очередной раунд

6 ноября в Вене открылась Международная конференция по правам человека, главной @ темой которой является обсуждение вопросов, касающихся использования пыток и издевательств над человеком в тюрьмах, а также возможных способов решения данной проблемы. Среди актуальных аспектов этой проблемы - обеспечение безопасности подозреваемых, находящихся в тюрьме, в ходе предварительного следствия и во время судебного разбирательства, вопрос о запрете на получение доказательств и показаний с применением силы и физического и психотропного воздействия на человека и т.д.
В работе форума принимают участие представители всех 55-ти государств - членов ОБСЕ, а также руководители Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека /БДИПЧ/. Инициатор конференции - действующий председатель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе /ОБСЕ/ - Нидерланды.
Тот факт, что саммит ОБСЕ и форум ЕС-Россия открылись одновременно, символичен, так как проблема применения пыток в России весьма актуальна. В письме на имя глав государств и правительств стран - членов Евросоюза, участников саммита в Риме представители Human Rights Watch призывают доверительно и откровенно обсудить с президентом РФ вопрос о продолжающихся нарушениях в Чечне и Ингушетии и добиваться от В.Путина конкретных обязательств в области защиты вынужденных переселенцев, обеспечения ответственности за нарушения и доступа в зону конфликта для международных наблюдателей. Human Rights Watch также отмечает, что проблемы с правами человека в России далеко не ограничиваются Северным Кавказом и включают отношение к призывникам в российской армии, угрозы свободе выражения мнений, рост ксенофобии, ситуацию в российских тюрьмах и в частности, применение там пыток.
В начале октября правозащитная организация Amnesty International опубликовала доклад о ситуации с пытками в России. В документе отмечается, что особое беспокойство вызывает положение заключенных, правила регистрации, ситуация с правами человека в Чечне, а также положение детей с отклонениями в умственном развитии.
Исследовав ситуацию в судах и местах предварительного заключения, эксперты пришли к выводу, что реформа уголовно-процессуального кодекса работает пока плохо.
Разрешение на предварительное заключение под стражу на время следствия теперь дает судья, но, как рассказала и показала на конкретных примерах адвокат Карина Москаленко, бывает, что судьи просто игнорируют, например, следы избиений и пыток, при помощи которых следователи добиваются предварительных признаний, и выдают необоснованные санкции на арест.
Член комитета Госдумы по законодательству Юлий Рыбаков признает, что цель реформы УПК и судебной системы - сокращение числа арестантов в предварительном заключении - пока не достигнута. По словам Рыбакова, поначалу их число несколько сократилось, но сейчас достигло прежних размеров. Причину Рыбаков видит в менталитете следователей и судей: они скорее оставят человека под стражей на всякий случай, нежели позаботятся о том, чтобы не держать за решеткой невиновного.
Правозащитников беспокоит также ситуация с московской регистрацией. Amnesty International еще раз напоминает, что Конституционный суд признал московские правила незаконными и призывает президента России потребовать от мэра Москвы соблюдать конституцию.
Кроме того, борцы за права человека отмечают, что Россия, бывает, выдает другим странам людей, не заручившись гарантиями того, что в другой стране права выданного не будут нарушены: его не станут пытать или не приговорят к смертной казни. Особенно это касается Центральной Азии.
О Чечне в новом докладе Amnesty говорится то же, что и в предыдущих двух: положение остается ужасающим, права человека грубо нарушают обе стороны. Правозащитники призывают тщательно расследовать все преступления и наказать виновных в соответствии с международными нормами.
Как известно, после нескольких лет мытарств Госдума приняла 18 сентября с.г. в первом чтении депутатский законопроект, направленный на преодоление закрытости мест принудительного содержания. Как пояснил заместитель председателя думского Комитета по безопасности Георгий Майтаков, документ предусматривает создание общественных наблюдательных комиссий, которым предстоит контролировать места заключения и следить за обеспечением неотъемлемых прав человека в местах заключения на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь, равенство перед законом, защиту от пыток, насилия, другого жестокого или унижающего достоинство обращения… Однако, когда будет второе чтение и волнует ли этот вопрос депутатов в условиях начавшейся избирательной кампании, никому не известно.
В заявлении ОБСЕ об искоренении пыток, принятом еще два года назад, но не потерявшем своей актуализации сегодня, говорится: «Мы бы хотели вместе с Европейским союзом подчеркнуть важное значение мер по предотвращению и искоренению пыток в глобальном масштабе, а также вместе с ним обратиться с призывом к тем немногим странам-участницам, которые еще не ратифицировали Конвенцию ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, о необходимости сделать это в самое ближайшее время». В соответствии с пунктом 21 Хартии европейской безопасности предусматривается "искоренение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания на всем пространстве, охватываемом ОБСЕ", "содействие принятию законодательства, обеспечивающего процедуры, серьезные гарантии и средства правовой защиты в борьбе с подобной практикой", а также "оказание помощи жертвам и сотрудничество с соответствующими международными и неправительственными организациями, если это оказывается необходимым".
 Однако в России ситуация с пытками далеко не худшая. Лидируют здесь, по оценке большинства экспертов, Узбекистан и Таджикистан.
10 октября с.г., выступая на заседании ОБСЕ по выполнению обязательств в области человеческого измерения в Варшаве,  член делегации США Рональд Макнамара заявил, что власти Туркменистана предпочитают  игнорировать рекомендации ОБСЕ относительно  улучшения положения с правами человека в своей стране, и нарушения этих прав продолжаются в прежних масштабах.  По словам Макнамары, «впервые за десять лет государства - участники ОБСЕ столкнулись с настолько тревожной ситуацией в области прав человека, что она вынуждает  задействовать Московский механизм», подразумевающий право ОБСЕ, после детального изучение ситуации и в случае, если обнаруживаются признаки массовых нарушений прав человека, сформировать и направить в страну специальную чрезвычайную миссию.
По данным ОБСЕ, после событий, имевших место в Туркменистане 25 ноября 2002 года (попытка покушения на президента С.Ниязова, по мнению многих экспертов, инициированная самим президентским окружением), было арестовано и подвергнуто пыткам множество людей; некоторые люди были осуждены в результате совершения над ними показательных судебных процессов. Решение задействовать Московский механизм далось нелегко, однако Туркменистан не выполнил своих обязательств в рамках этого документа, отказав представителям ОБСЕ в посещении Туркменистана. Тем не менее, достаточный объем информации был собран, а содержательный и изобилующий наглядными примерами доклад подготовлен. В нем говорится, что Туркменистан продолжает нарушать права человека, в том числе применять пытки к политическим заключенным.
Принимая во внимание тот факт, что президент Ниязов лично подписал Хельсинкский заключительный акт 8 июля 1992 года, ОБСЕ неоднократно призывала руководство страны к всемерному выполнению соответствующих обязательств, и, в частности, предоставления доступа членам семей, адвокатам и представителям Международного комитета Красного Креста ко всем заключенным вне зависимости от того, какие обвинения им предъявлены. Однако этого сделано не было.
Конкретный пример. В конце августа в туркменской тюрьме скончались двое заключенных, задержанных после событий 25 ноября 2002 года, которые в Ашхабаде квалифицируют как покушение на президента Сапармурата Ниязова. Об этом сообщили Туркменский Хельсинкский фонд и радиостанция «Немецкая волна» со ссылкой на Парахата Ыклымова, младшего брата Сапармурата Ыклымова, одного из четырех бывших высокопоставленных представителей руководства, обвиненных в организации «покушения». По свидетельству Парахата Ыклымова, «мученической смертью» в конце марта погиб его родственник Аманмухамед Ыклымов и брат Ольги Прокофьевой (жены другого брата Парахата, Ыклыма Ыклымова), к которым туркменские следователи применяли жестокие пытки, а также психотропные и наркотические препараты. Многочисленная семья Ыклымовых стала фактически заложницей туркменского режима, для которого оказался недоступен «главный заговорщик» Сапармурат Ыклымов, уже много лет находящийся в эмиграции в Швеции. Большинство его родственников, проживающих в Туркмении, подверглись аресту, многие все еще находятся в заключении. Тем же, кого все-таки освободили, запрещено говорить о том, что в течение месяца они незаконно содержались в тюрьме. До сих пор им не вернули паспорта, не разрешают свиданий с остающимися в заключении родственниками, передачу им еды и лекарств.
В Узбекистане – аналогичная ситуация. 2 июня, выступая на заседании Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, представитель американской миссии при ОБСЕ Дуглас Давидсон заявил, что его государство выступает резко против использования узбекскими властями пыток в качестве воздействия на политических противников руководства республики. По словам американского посланника, США требуют от властей Узбекистана публично заявить о своем отказе от подобного нарушения прав человека. Однако никакого ответа на это послание не последовало.
Кстати, в т.н. «Акте конгресса США», обязательном для исполнения Белым домом и Государственным департаментом США, изложены пункты резолюции, определяющей политику американской администрации по отношению к пяти государствам Центральной Азии. В частности, в документе идет речь о практике применения пыток не только в Туркменистане, но и в Казахстане, с упором на особое внимание к этой проблеме американских политиков.
Не совсем благоприятной является и обстановка с применением пыток в Киргизии. Еще летом, в ходе встречи с президентом Аскаром Акаевым, руководители ОБСЕ призвали его продлить в стране мораторий на приведение в исполнение смертных приговоров, а также как можно скорее подписать дополнительный протокол к Конвенции ООН по запрету пыток. Однако до сих пор эта ситуация также не отрегулирована.
Существуют в ОБСЕ данные и о том, что проблема применения пыток довольно остро стоит и в Украине. По данным руководителя программ Харьковской правозащитной группы Аркадия Бущенко, в Украине не выполняется «ни один из аспектов обязательств перед ОБСЕ» по запрещению, предотвращению пыток, проведению судебных разбирательств и наказанию виновных. Об этом было заявлено на недавней конференции ОБСЕ в Варшаве. Выступая на ней, А.Бущенко подчеркнул, что на сегодняшний день Украина находится на «очень неустойчивой позиции в ситуации с применением пыток в стране и может скатиться к положению Туркменистана».

Оценить статью
(0)