«Инвестиционный пакт: условия договора между обществом и олигархами». Пресс-конференцию с таким названием провел 21 ноября @ в «Независимом пресс-центре» @ председатель президиума, научный руководитель Института глобализации Михаил Делягин. Выступая на ней, известный экономист напомнил, что президентство Владимира Путина началось с так называемого «шашлычного соглашения» 2000 года о ненападении между государством и крупным бизнесом. Но на сегодняшний день оно уже себя исчерпало, так как у «силовых олигархов» растут аппетиты, а у коммерческих – неудовлетворенность недееспособностью государства.
Также М.Делягин подчеркнул, что в ответ на первую фазу атаки «силовой олигархии», связанной с арестом Лебедева и Пичугина, бизнес остановился на идее «социальной ответственности», то есть резкого повышения зарплаты на подведомственных предприятиях и осуществления масштабных социальных программ за счет своих сверхприбылей в обмен на сохранение собственности.
Однако, как считает Делягин, государство уже выиграло выборы, и ему теперь безразлична социальная сфера, примером чему может служить проект «поствыборного» бюджета 2004 года, не предусматривающий индексации зарплат бюджетников и социальных пособий и снижающий долю расходов социальной направленности.
Когда же напуганный бизнес по инерции предложил государству ненужные тому вещи, отметил М.Делягин, именно после этой инициативы атака на ЮКОС вошла в завершающую фазу, связанную с захватом бизнесмена Михаила Ходорковского и изъятием активов у компании.
В то же время, по мнению руководителя Института глобализации, потребность в новом «пакте о ненападении» велика, так как экономике нужны хотя бы стабильные «правила игры». На сегодняшний день российский бизнес нуждается в незыблемости права собственности, даже полученной незаконными путями, так как под эту категорию, в том числе из-за политики либеральных фундаменталистов, подпадает почти вся крупная собственность, подчеркнул М.Делягин. При этом незыблемость собственности нужна и обществу, потому что «когда предприниматель не уверен, что его завод принадлежит ему, он начинает его разворовывать, а не развивать». В таком случае, как отметил далее М.Делягин, бизнес должен получить конституционный закон, по которому собственность на средства производства и ценные бумаги по состоянию, например, на 1.12.2003 г., признается незыблемой и неоспариваемой вне зависимости от того, каким путем она была получена, – кроме, конечно, прямых краж. Но, в то же время, незыблемость прав собственности не может освобождать от ответственности за уголовные преступления: бизнесмена можно сажать в тюрьму, но нельзя отбирать у него завод».
Также, по словам М.Делягина, обществу не нужно, чтобы бизнес, и, в первую очередь, крупный, обеспечивал его развитие – именно его, хотя в силу вполне объективных причин выгоднее развивать Гвинею-Бисау, а приятней – Швейцарию. По мнению М.Делягина, в обмен на незыблемость прав собственности крупный бизнес должен гарантировать обществу в лице государства полную финансовую прозрачность и длительное инвестирование основной части своих средств только в Россию. Это, в свою очередь, обеспечит ее развитие, причем полностью рыночное и, соответственно, наиболее эффективное.
В заключение М.Делягин подчеркнул, что в сегодняшних экономических, социальных и политических условиях инвестиционный пакт – это «собственность в обмен на инвестиции», что является единственным путем развития не только бизнеса, но и модернизации страны.