Уже на следующий день после ухода Эдуарда Шеварднадзе в отставку в Грузии начался парад @ политических амбиций. Представители @ "Национального движения" Грузии заявили о выдвижении на пост президента страны Михаила Саакашвили. По их словам, подготовка партии к досрочным президентским выборам уже началась. Однако сам Саакашвили свое намерение выдвинуть свою кандидатуру на высший пост государства опроверг. По его словам, без предварительной консультации с другими политическими силами говорить об этом пока рано.
24 ноября о намерении баллотироваться в президенты заявили еще двое - бывший уполномоченный президента в регионе Имерети (Западная Грузия) Темур Шашиашвили и руководитель политического объединения "Эртоба" ("Единство") Джумбер Патиашвили, ранее дважды участвовавший в президентских выборах.
Через некоторое время, как считают эксперты, может объявить о своих президентских амбициях глава Аджарии Аслан Абашидзе, лидер парламентского блока "Союз демократического возрождения". Он, как известно, единственный из грузинских политиков выступил против захвата власти оппозицией, назвав все произошедшее государственным переворотом. В Аджарии введено чрезвычайное положение и, как заявил Абашидзе, никаких контактов с оппозицией он до проведения в Грузии внеочередных президентских выборов и законного избрания нового главы государства иметь не будет.
Исполняющая обязанности президента Грузии, спикер парламента Нино Бурджанадзе, очевидно, также будет претендовать на высший пост государства, имея в соответствии с нынешним статусом очевидные преимущества перед другими участниками. Реверансы в ее адрес со стороны США и стран ЕС уже прозвучали. Вспомнит ли спикер свое заявление годичной давности о том, что в ближайшие 10 лет она не намерена выдвигать свою кандидатуру на пост президента, так как "пока не готова взять на себя такую огромную ответственность"? Тогда же она говорила о том, что в Грузии найдется достаточно достойных кандидатов на пост президента. Осталось ли это мнение неизменным?
Многие эксперты склоняются к тому, что решительное поведение Бурджанадзе свидетельствует о том, что все ее сомнения остались в прошлом. Скорее всего, она может объявить о своем намерении баллотироваться после консультаций с другими лидерами оппозиции и международными партнерами Грузии – Россией, США, членами Евросоюза.
Мнение российского президента, высказанное им в ходе совещания в Кремле в понедельник, свидетельствует о том, что Москва пока не намерена чинить препятствий Бурджанадзе. «События в Грузии не были неожиданными для России. Смена власти - закономерный результат в серии системных ошибок во внешней и внутренней политике прежнего руководства страны», - заявил президент В.Путин. Это означает, что пока Кремль ни во что вмешиваться не намерен, однако будет на стороне того, что еще ошибок не совершал…
Уточнения последовали со стороны главы российского МИД И.Иванова. Он заявил, что Россия определит свое отношение к новой власти Грузии с учетом того, как пройдут выборы в этой стране. По словам главы МИД РФ, задачей России было не допустить насилия в Грузии, чтобы произошедшие в стране события "не подорвали целостность страны". "То, что кровь не пролилась, - это очень важно", - подчеркнул И.Иванов.
Тем временем сам Эдуард Шеварднадзе продолжает находиться в Грузии. 24 ноября почти в течение всего дня агентства передавали, что он якобы вылетел по приглашению канцлера Г.Шредера в Германию, в Баден-Баден. Однако вечером последовало опровержение – Эдуард Шеварднадзе дал интервью журналистам, в котором заявил, что никуда из Грузии уезжать не собирается, уходит из большой политики и будет писать мемуары.