Не прошло и двух дней после того, как Эдуард Шеварднадзе ушел в отставку, а наблюдатели все чаще говорят о сильном давлении на Грузию извне. Что имеется в виду, не совсем понятно. @ Так как ООН в лице заместителя Генерального секретаря операциям по поддержанию мира Жана-Мари Геэнно в ходе встречи с исполняющей обязанности президента Грузии Нино Бурджанадзе приветствовала предпринятые в рамках конституции (?) шаги, направленные на урегулирование политического кризиса в стране. США и вовсе выделяют Грузии гуманитарную помощь на $3 млн. C соответствующей просьбой к администрации Дж.Буша обратилась все та же Нино Бурджанадзе. Правда, она просила оказать Тбилиси финансовую помощь для проведения президентских выборов в размере $5 млн., а дали три.
Госдепартамент США приветствовал ненасильственную передачу власти в Грузии, подчеркнув заинтересованность Америки благосостоянии грузинского народа, который встал на путь развития демократии. В заявлении Госдепа говорится, что Соединенные Штаты поддержат усилия временного правительства по проведению в будущем свободных и честных парламентских выборов. В двух телефонных разговорах государственный секретарь Колин Пауэлл выразил поддержку временному президенту Грузии и поблагодарил Эдуарда Шеварднадзе за содействие мирному урегулированию политического кризиса.
Комментируя тему, американская Wall Street Journal указывает, что в отставке Э. Шеварднадзе есть ряд минусов. Первый из них - то, что это второй подряд президент страны, неспособный уйти со своего поста по завершении предусмотренного срока. Смещение непопулярного лидера экстраконституционными мерами может стать нормой для кавказской страны – поэтому вновь возникает вопрос, может ли когда-либо в Грузии появиться стабильное конституционное правительство? Еще один большой минус - Россия может вновь выступить энергетическим брокером в этой республике, ранее находившейся под управлением Москвы. Кроме того, отмечает издание, предотвращение мародерства, экономического краха и хаоса - сложная задача для нового правительства.
Кандидатура нынешнего и.о. президента - Нино Бурджанадзе - вызывает у американских экспертов много нареканий. В настоящее время политические силы страны и международное сообщество признали ее полномочия, однако, действительно ли она контролирует ситуацию и может стабилизировать страну - это открытый вопрос. Также не ясно, пройдут ли в Грузии действительно демократические выборы через 45 дней, поскольку у тех, кто возглавлял оппозиционные силы, - другие политические интересы. Как минимум два человека из оппозиции заинтересованы в том, чтобы стать президентом - Н.Бурджанадзе и М.Саакашвили. В то же время, грубо говоря, в Грузии в настоящее время есть три группировки - победившая оппозиция, сторонники Эдуарда Шеварднадзе и те (возможно, их большинство), кто против и бывшего президента, и революционных изменений…
Для США и других западных стран очень важно определить четкую политическую линию в отношении Грузии, считает WSJ. Во-первых, США и ЕС должны способствовать тому, чтобы наблюдатели ОБСЕ смогли контролировать ход следующих выборов, так как новое правительство страны не сможет провести истинно демократические выборы только своими силами. Во-вторых, Вашингтон должен действовать быстро, чтобы предотвратить усиление влияния России на Грузию, - в частности, укреплять тесные связи не только с лидерами оппозиции, пришедшими к власти, но и с другими проамериканскими представителями оппозиции, а также представителями бизнес-кругов. Для того, чтобы осуществить такие шаги, Вашингтон должен послать в Грузию высокопоставленного представителя власти, который бы взаимодействовал со всеми заинтересованными сторонами для обеспечения стабилизации в Грузии.
Грузия представляет исключительную стратегическую важность, как для России, так и для запада, поскольку она является путем, по которому пройдет нефтепровод из района Каспийского моря к средиземноморским портам, отмечает VOA. На территории Грузии дислоцированы российские военные части, в то время как американские военнослужащие обучают грузинские войска методам проведения операций против проникающих в Грузию чеченских боевиков. Представитель Европейской комиссии Диего де Охеда подчеркнул, насколько важно для Грузии восстановить доверие граждан к политической системе: «Мы надеемся, что теперь все политические партии Грузии договорятся об условиях и временных рамках нормализации положения и проведения выборов».
Некоторые наблюдатели упрекают Шеварднадзе в том, что при нем широко процветала коррупция, а экономический застой привел к обнищанию многих граждан страны. По словам грузинских политиков, для восстановления экономики Грузии понадобится обширная иностранная помощь. И представители Евросоюза готовы рассмотреть вопрос о предоставлении такой помощи: «Мы внимательно рассмотрим любые конкретные просьбы о помощи, для выделения которой может быть использован механизм управления кризисами».
Между тем, профессор Майкл Кокс из лондонской Экономической школы считает, что при любой иностранной помощи и политической поддержке главную роль в восстановлении экономики и в политической реконструкции страны должны играть сами грузины: «Многое могут сделать также Запад и Россия. Предоставление помощи Грузии соответствует нашим интересам, так как если дела там пойдут плохо, ее проблемы станут и нашими проблемами. Как ни далека от нас Грузия территориально, развал этой страны может усугубить проблему глобального терроризма».
Главная задача новых лидеров Грузии, по мнению профессора Кокса, заключается в восстановлении безопасности и доверия к правительству. «Только при этих условиях, - говорит он, - можно возродить экономику страны и обеспечить ее успешное будущее.
Что касается отношения ко всему происходящему России, то, очевидно, ее роль станет в процессе урегулирования политического кризиса в Грузии решающей. Во-первых, в Москву съехались лидеры автономий – непризнанной республики Южной Осетии и Аджарии, не признавшей оппозицию, захватившую власть. Возможно, к ним подтянется и лидер Абхазии, чтобы выработать общую линию поведения в отношении предстоящих президентских выборов. Во-вторых, 25 ноября в интервью Первому каналу весьма неоднозначно по поводу претендентов на президентский пост высказывался давний оппонент Шеварднадзе, бывший председатель Службы государственной безопасности Грузии Игорь Георгадзе, называя их всех птенцами из одного гнезда, от которых чего-то особенного ждать не приходится. Скорее всего, именно он может стать кремлевским кандидатом на освободившееся кресло главы Грузии, особенно, с учетом его биографии и особых отношений с российскими спецслужбами.
Поскольку 26 ноября - последний день подачи заявлений от кандидатов, оппозиция, проводившая консультации всю ночь, должна назвать имя единого кандидата на президентское кресло и консолидироваться вокруг него. Иначе теряется смысл всего содеянного.
Досрочные выборы президента Грузии назначены на 4 января будущего года. За этот пост, кроме объединенного кандидата от оппозиции, намерены бороться бывший уполномоченный президента в Западной Грузии Темур Шашиашвили, руководитель политобъединения "Единство" Джумбер Патиашвили и, с большой вероятностью, Игорь Георгадзе.