Встречаются два "крутых пацана", и один спрашивает: "Ты знаешь, кто такие Моцарт и Чайковский?". "Конечно, - отвечает другой. - Чуваки, которые пишут музыку для мобильников". Этот старый анекдот, наверное, еще долго будут цитировать звукорежиссеру БИМ-радио Дамиру Хамитову. Ремикс, сделанный казанцем на мини-сюиту Сергея Шнурова "Мобильник", сейчас звучит из сотовых телефонов от Владивостока до Калининграда. А в Интернете народ слезно просит сообщить, где можно достать запись...
Сам автор признается, что не ожидал такой популярности своего произведения, пишет «Вечерняя Казань».
Просто посмотрел модный нынче фильм "Бумер" - историю о четырех московских бандитах, которые пытаются скрыться от проблем на "БМВ" ("бумер" - жаргонное название марки), и к одной из мелодий, звучащих в картине, решил сделать танцевальную вещь с динамикой и драйвом. "Чтобы, к примеру, еду я в машине, включаю этот трек, и нога сама тянется к педали газа".
- Я вообще-то электронной музыкой занимаюсь восемь лет, но первый раз получилось так серьезно, - говорит Дамир. - Думал, послушают друзья-знакомые, а композиция разошлась по всей стране. С авторскими правами получилось нехорошо, и буквально недавно мы говорили с Сергеем Шнуровым и продюсером "Бумера". Я сам на них вышел, хотел эту проблему решить, но они были злые, что все происходит без их разрешения. С другой стороны, подойди к ним мальчик из Казани и предложи сделать ремикс, догадываюсь, что бы они мне ответили. Знаю, со слов адвоката, что Шнуров был против ремикса. Но раз уж так получилось, мы собираемся заключать трехсторонний договор. Скорее всего, в нем будет разделение авторских прав. "Ленинград" сможет исполнять мою вещь на концерте, включать в альбомы. В конце концов, кто знает, сколько дополнительно народу посмотрело фильм "Бумер", услышав ремикс.
- Сочинять музыку для мобильников выгодно?
- Выгодно - когда есть расходы и есть доходы, их превышающие. А когда нет ни расходов, ни доходов - как считать? Единственное, на что я потратился, - это на кофе, выпитый при написании, и двое суток личного времени. Быстро на самом деле вещь родилась, другие пишутся месяца по три, ибо приходится еще зарабатывать на жизнь.
- Ты профессиональный композитор?
- У меня есть музыкальное образование, играл на скрипке в музыкальной школе. Дальше учиться не пошел, мне достаточно было знать азы теории, поскольку электронная музыка не поддается законам классической композиции. В Казани я выступал с группой "Command.com", может, кто-то помнит наш ремикс на телепузиков. У нас электронная музыка не востребована вообще, я наблюдаю колоссальный перевес в сторону татарской эстрады, немного лучше жить рокерам... Без волосатой руки и связей надо долго и упорно пробиваться. Или так получается - живет человек, пишет, никому не нужен, и вдруг сделал конъюнктурную песню, и все об этом заговорили.
- По-моему, электронным композиторам грех жаловаться, в любом клубе звучит характерное унц-унц-унц...
- Но при этом никто же не знает авторов по именам! А любому творческому человеку хочется, чтобы его послушали, оценили, запомнили. Хорошо, что "БИМ" много делает для поддержки музыкантов. Из его недр вышли и я, и электронный проект "Чук и Гек", который хорошо разошелся в Интернете, стал там очень популярен.
- Популярность меряется тем, что народ скачивает их музыку?
- Да. Вот я выложил свою композицию на Шнура, она продержалась четыре дня на втором месте в "Топе хитов", потом ее просто удалили. Может, кто-то платит держателям сайта деньги, и этим людям стало обидно, что я бесплатно сразу пролез на второе место. Но сейчас я все восстановил.
Алия Зиганшина