Грузия на пороге перемен

Грузия на пороге перемен

Грузия на пороге перемен

В вашингтонском Фонде Карнеги за международный мир состоялась дискуссия о ситуации в Грузии после «бархатной» @ революции, в результате которой президент Эдуард Шеварднадзе подал в отставку.

Бескровная революция в Грузии - событие неординарное, которое отразится не только на Грузии, но и на соседних с ней закавказских республиках бывшего СССР, признали участники встречи. Это событие также затронет целый спектр вопросов международного характера, в числе которых - американо-российские отношения и региональная безопасность, считает VOA. В дискуссии принимали участие специалисты, хорошо знакомые с ситуацией в Грузии и Закавказье в целом: старший научный сотрудник Фонда Карнеги Анатоль Ливен, профессор Джорджтаунского университета Чарльз Кинг и бизнесмен-нефтяник Эдвард Чао.

Анатоль Ливен впервые побывал в Грузии в 1999 году в качестве журналиста. С тех пор он неоднократно посещал Грузию, освещая разные события - от процесса обретения независимости до гражданской войны и отделения Южной Осетии и Абхазии. В своем выступлении Ливен напомнил, что в советские времена Грузия находилась на привилегированном положении, а обретя независимость, стала самой бедной из бывших советских республик, где исключение составляет коррумпированная бывшая коммунистическая элита. «Советский Союз, - говорит Ливен, - будучи страной с закрытой экономикой, во многом отдавал предпочтение Грузии за ее продукцию и услуги - определенные виды фруктов, вина и туризм. За это советские граждане готовы были платить высокие цены, в то время как цены на азербайджанскую нефть и хлопок из среднеазиатских республик полностью контролировались государством».

Теперь, констатировал докладчик, из-за конкуренции на мировых рынках цитрусовые не приносят Грузии большого дохода, а отколовшаяся Абхазия лишила Грузию дохода от туризма. Все это привело к катастрофе грузинской экономики. «На долю нового правительства Грузии выпала трудная задача, - сказал в заключение Анатоль Ливен. - Ему предстоит не только сделать что-то с коррумпированной элитой, но поднять мораль народа и вселить в него веру в возможность создания нормального демократического государства».

Чарльз Кинг, профессор политических наук Джорджтаунского университета в Вашингтоне, неоднократно посещал Закавказье. Он автор многих трудов по межэтническим отношениям народов региона. В феврале будущего года выйдет в печать его книга по истории черноморского побережья.

Кинг отметил, что последние события в Грузии оказали положительное влияние на остальные бывшие республики СССР, включая Молдову, где демонстрации с призывом демократических перемен в воскресенье были многочисленнее, чем в Грузии. Докладчик отметил трудности Грузии в отношениях с Россией из-за отколовшихся Южной Осетии и Абхазии. Ссылаясь на сообщения, он предположил, что руководители этих отколовшихся районов вскоре призовут к объявлению их территорий протекторатами Российской Федерации. «Нет абсолютно никаких сомнений в том, что Абхазия не существовала бы де факто как страна без помощи России, - сказал Кинг. - То же можно сказать и о Южной Осетии благодаря помощи Северной Осетии, входящей в состав Российской Федерации».

Кинг остановился также на проблемах Грузии с Аджарией и ее лидером Асланом Абашидзе, который на протяжении многих лет играл видную роль в грузинской политике, сначала выступая соперником Шеварднадзе, а потом (преследуя свои собственные интересы) - его сторонником на последних президентских и парламентских выборах. Но, будучи прожженным политиком, во время последних событий Абашидзе поддержал оппозицию.

После этих событий явно проявилась тесная связь между Абашидзе и российским руководством. Поговаривают даже, что жителям Аджарии может быть предоставлен безвизовый статус на поездки на территорию Российской Федерации, как в случае с Абхазией и Южной Осетией.

Эдвард Чао – бизнесмен-нефтяник, временный научный сотрудник Фонда Карнеги. Он впервые встретился с Шеварднадзе в середине 90-х годов, когда американская нефтяная компания, для которой он работал, разрабатывала планы транспортировки каспийской нефти на черноморское побережье. С 2000 до 2001 год он был международным советником президента Шеварднадзе по вопросам нефти и газа и составил о грузинском лидере свое собственное мнение.

На втором сроке его правления казалось, что у Шеварднадзе нет ни политической воли, ни стремления управлять страной, считает американский бизнесмен. Он уделял больше всего внимания своему окружению и пытался балансировать между различными фракциями в правительстве и обществе, чтобы как-то удерживать страну от развала. Именно это, в конечном счете, и привело к его падению.

Эдвард Чао пришел к еще одному выводу. В то время как Запад все еще отдает Шеварднадзе должное за его роль в мирном распаде Советского Союза и воссоединении Германии, Россия считает, что он не заслуживает никаких похвал, поскольку распад Советского Союза привел к распаду России. «Отвечает ли интересам России, к примеру, иметь на своих границах слабую Грузию? - спрашивает Чао. - Следуя философии России до настоящего времени, похоже, что именно такова была российская точка зрения. Изменит ли Россия свою политику с уходом Шеварднадзе?».

С другой стороны, указывает он, США предоставили Грузии более миллиарда долларов на проведение программ, которые не имеют ничего общего ни с энергией, ни со строительством нефтепровода. Эта помощь была предоставлена на программы построения современного гражданского общества, частью которых оказались демонстрации оппозиции и падение правительства.

Грузия находится на грани развала не только потому, что некоторые региональные лидеры преследуют свои цели, считает Эдвард Чао, а потому, что центр не давал регионам никакого стимула быть его частью. Это, в свою очередь, способствовало нестабильности ситуации, которая отражалась также на энергетической политике и перспективах строительства нефтепровода. «При новом руководстве у Грузии есть все данные, чтобы выйти из кризисной ситуации и встать на путь политического и экономического развития», - резюмировал Эдвард Чао.

Оценить статью
(0)