Европейская Комиссия по-прежнему поддерживает Киотский протокол в качестве единственной основы @ для @ борьбы с изменением @ климата. Как заявил в Страсбурге ее председатель Романо Проди: «Европейская Комиссия полностью поддерживает Киотский протокол и его выполнение Европейским Союзом. Мы не меняем нашу позицию и не отходим от целей, о которых договорились. На состоявшейся недавно в Милане конференции по изменению климата была подтверждена серьезная международная поддержка Киотского протокола. Мы уверены, что Россия ратифицирует протокол с тем, чтобы он мог вступить в силу».
Киотский протокол к рамочной Конвенции ООН об изменении климата был ратифицирован Европейским Союзом и его странами-членами 31 мая 2002 г. В общей сложности его ратифицировали 120 стран, представляющих две трети населения Земли. В соответствии с протоколом и после решения США не ратифицировать этот документ, Киотский протокол вступит в силу после его ратификации Россией. В соответствии с этим документом ЕС принял обязательство сократить свои выбросы парниковых газов на 8% в период между 1990 г. и 2008-2012 гг.
По внутреннему соглашению о «разделении бремени», ставшему юридически обязательным для стран - членов ЕС после того, как ЕС принял решение ратифицировать Киотский протокол (решение Совета 2002/358/EC от 25 апреля 2002 г.), каждая страна – член ЕС поставила задачу добиться ограничения или сокращения своих выбросов парниковых газов. Евросоюз так же, как и его страны-члены, уже предпринял значительные шаги по сокращению своих выбросов парниковых газов. Между 1990 и 2001 гг. выбросы парниковых газов в ЕС уменьшились на 2,3%, хотя в 2000 и 2001 гг. выбросы возросли.
По прогнозам, потребуются дальнейшие меры по сокращению выбросов, которые позволят ЕС достичь цели сократить выбросы на 8%. Меры, предпринимаемые Евросоюзом по сокращению выбросов парниковых газов, включают поддержку электроэнергетики на основе возобновляемых источников и биологического топлива, повышение энергоэффективности зданий и пассажирского автотранспорта, а также торговлю выбросами между крупными промышленными объектами.
9-я Конференция сторон, участвующих в рамочной Конвенции ООН по изменению климата, состоялась в Милане 1-12 декабря 2003 г., став еще одним шагом в процессе борьбы против изменения климата на международном уровне, - говорится в сообщении Европейской Комиссии. На конференции была достигнута договоренность по ряду дополнительных оперативных мер по выполнению Киотского протокола и дальнейшей работе. Было подтверждено, что во всем мире принимаются меры для реализации Киотского протокола.
Член Европейской Комиссии, отвечающая за вопросы окружающей среды, Маргот Вальстрем отметила: «Если мы хотим решать проблему изменения климата, то не существует альтернативы Киотскому протоколу. Это уникальный договор, так как он позволяет всем странам участвовать в борьбе с изменением климата в соответствии с их экономическим потенциалом. Он предлагает оптимальные по затратам пути сокращения выбросов и передачу международных технологий. В него также включены важные правила по мониторингу и соблюдению договоренности. Если бы мы должны были вернуться к чертежной доске и вести переговоры о другом договоре, мы потеряли бы, по крайней мере, 5 или 10 лет. Но изменение климата никуда не девается». Она также добавила: «На уровне ЕС мы надеемся предпринять меры, которые приведут к сокращению выбросов с наименьшими затратами для нашей экономики. Из наших исследований мы знаем, что мы можем выполнить свои обязательства по Киотскому протоколу без ущерба для нашей экономики».
Российская позиция по Киотскому протоколу отличается непоследовательностью. Премьер-министр М. Касьянов еще в сентябре 2002 г. пообещал зарубежным партнерам, что Россия ратифицирует Киотский протокол в ближайшее время. Весной прошлого года в адрес Государственной Думы поступило письмо из Администрации президента с настоятельной просьбой ратифицировать протокол. В сентябре с.г. соответствующий законопроект был подготовлен к рассмотрению. Однако затем последовал откат назад – сначала советник президента по экономическим вопросам А.Илларионов, а затем и сам президент В.Путин дали понять, что Россия подпишет протокол только после тщательной экономической проработки этого вопроса, в ходе которой станет ясно, какие от этого будут получены дивиденды.
В ходе только что завершившегося визита премьера М.Касьянова в Японию этот вопрос также поднимался. С призывами утвердить документ и напоминанием о данном ранее обещании к России обратились председатель Европейской Комиссии Романо Проди и японский премьер Дзюнитиро Коидзуми. В ответ на это М. Касьянов подтвердил приверженность России идеям Киотского протокола, подчеркнув, что работа по подготовке к его ратификации будет ускорена.
Однако 17 декабря Андрей Илларионов, уже из Москвы, заявил, что Киотский протокол в нынешнем виде не может быть ратифицирован Россией. Изменения, которые должны быть внесены в документ, по его словам, касаются обязательств по сокращению выбросов углекислого газа в атмосферу, которые должны взять на себя большее количество стран, чем в настоящий момент - 32 страны из 210. В качестве другого варианта А.Илларионов предложил вывести Россию из приложения к Киотскому протоколу, в который внесены страны, взявшие на себя обязательства по сокращению вредных выбросов в атмосферу. "Возможен также вариант, при котором Киотский протокол вообще не будет устанавливать ограничения на эмиссию парниковых газов", - отметил А.Илларионов.
Советник президента утверждает, что Киотский протокол налагает серьезные ограничения на экономические темпы роста России, так как при стратегической задаче удвоения ВВП России темп его прироста должен составлять 7,2%, что приведет к увеличению эмиссии углекислого газа до 10% ежегодно. Таким образом, Россия не сможет соответствовать условиям Киотского протокола, согласно которым, как уже отмечалось, в его первой фазе действия (с 2008 до 2012 гг.) объемы выбросов углекислого газа в России не должны превышать уровень 1990 г., а во второй фазе, начиная с 2012 г., они должны снижаться на 3,5% в год.
Такие нормы, по словам Илларионова, реализовать невозможно, так как даже при внедрении новейших технологий, позволяющих снижать выбросы вредных веществ в атмосферу, среднегодовой темп прироста эмиссии углекислого газа составит около 4% в год. Все это позволило советнику президента сделать вывод о том, что Киотский протокол не универсален и носит «дискриминационный характер по отношению к России». Наша страна, по словам Илларионова, сегодня производит только 6% парниковых газов, в то время как США, отказавшиеся от участия в протоколе, - в четыре раза больше, а Китай, который, согласно документу, может не ограничивать свои выбросы, - в два раза больше".
В чем-то конечно Илларионов прав, однако сравнивать российские и американские выбросы некорректно, так как Соединенные Штаты в качестве компенсации за выход из протокола направляют на модернизацию вредных производств миллионы долларов, с каждым годом существенно уменьшая выбросы в атмосферу парниковых газов. Россия же не делает в этой сфере почти ничего.
Также надо отметить, что в России с мнением Илларионова согласны не все. Председатель правления Национального углеродного соглашения Сергей Васильев заявил, что в случае подписания Киотского протокола переоборудование энергетических компаний обойдется на 30% дешевле, а если говорить об энергетике в ЖКХ, то на все 100%. В РАО ЕЭС подписание протокола также считают выгодным делом. Представители металлургических компаний высказывают мнение, что продать квоты сейчас можно дешево, зато потом на их покупку придется потратить гораздо больше.