На чем будем ездить?

На чем будем ездить?

На чем будем ездить?

Кто не помнит Бориса Немцова, который в свое время, будучи вице-премьером российского правительства, убеждал  @ российских чиновников в необходимости пересесть на отечественные «Волги»? Судя по всему, пророчество нынешнего лидера правых скоро обретет реальные черты. Российские чиновники действительно будут ездить на произведенных в России машинах, правда, внешность у них будет совсем не отечественная…
Toyota в ближайшее время может объявить о строительстве завода по сборке автомобилей в России. Об этом после встречи в Токио с главой компании Сироси Окуда сказал премьер Михаил Касьянов. Официально Toyota заявила, что конкретных планов по сборке машин в России у нее еще нет. Но, как сообщил ГАЗЕТЕ источник, близкий к переговорам, уже определена площадка, на которой будут собираться японские машины в России - нижегородский ГАЗ. Неслучайно в поездке Касьянова сопровождает хозяин ГАЗа Олег Дерипаска. Машины марки Toyota в России являются рекордсменами продаж среди японских авто.
От Toyota Hiace до Land Cruiser
В 1998 году Toyota уже объявляла о начале сборки своих машин на территории России. Тогда речь шла о микроавтобусах Toyota Hiace. Но карты спутал кризис 1998 года: компания даже объявила об отсрочке создания своего торгового представительства в России. В прошлом году ООО "Тойота Моторс" (торгпредство компании в России) все же было создано. А летом этого года на VI Московском международном автосалоне вице-президент ООО "Тойота Моторс" Фумитака Кавашима заявил, что Toyota считает российский рынок одним из самых перспективных и опять рассматривает возможность строительства в нашей стране завода по сборке своих автомобилей. Японская газета Nihon Keizai конкретизировала эти планы. Со ссылкой на высокопоставленного источника в Toyota, газета сообщила, что в течение ближайших 3-4 лет компания планирует начать выпуск в России внедорожника Land Cruiser. Toyota тогда официально опровергла эту информацию.
Но 16 декабря в ходе официального визита в Японию российский премьер Михаил Касьянов заявил, что в ближайшее время Toyota может принять решение о строительстве своего завода в России. "У меня сложилось впечатление, что намерения японской стороны сдвинутся в позитивную сторону", - сказал премьер-министр по итогам встречи с главой Toyota Сироси Окуда. "Японские предприниматели долго принимают решения, зато исполняют их очень быстро", - добавил Касьянов.
Официальный представитель "Тойота Моторс" Анастасия Кокорева была удивлена таким словам премьер-министра. "Toyota давно изучает возможность строительства завода в России. Однако насколько мне известно, говорить о начале строительства завода преждевременно", - заявила она ГАЗЕТЕ. Но, как сказал ГАЗЕТЕ один из участников переговоров, японцы действительно "хотят попробовать" собирать машины в России. "Уже в апреле следующего года, когда в Японии начинается финансовый год и инвесторы опубликуют свои планы, может быть объявлено об этом. На первом этапе Toyota будет собирать в России внедорожники по так называемому отверточному методу", - заявил источник ГАЗЕТЫ. При этом, по его словам, площадкой для сборки машин Toyota в России станет нижегородский ГАЗ. Косвенным подтверждением того, что такие планы действительно существуют, является тот факт, что в поездке в Японию Михаила Касьянова сопровождал владелец ГАЗа Олег Дерипаска. Это уже не первая поездка Дерипаски с Касьяновым по поиску инвестора - в 2002 году оба ездили в Турин на переговоры ГАЗа с концерном FIAT и его дочерней компанией IVECO. Но итальянцы ограничились созданием с компанией "РусПромАвто", которой принадлежит ГАЗ, совместного моторного производства.
Равнение на Америку
На сборку автомобилей Toyota в России японцев может вдохновить удачный опыт их американских коллег. С середины прошлого года Ford Focus собирают и на заводе во Всеволожске. По сообщению Ford Motor Company, за 9 месяцев этого года в России было продано 9412 автомобилей Ford Focus российской сборки (рост продаж составил 415% по сравнению с аналогичным периодом 2002 года). При этом Ford смог даже обогнать многолетнего лидера продаж в своем классе: Daewoo Nexia узбекской сборки.
Жесткие таможенные пошлины на подержанные иномарки вытесняют с рынка прежде всего дешевые автомобили. И удачный опыт с Ford Focus, который стоит около 11 тысяч долларов, лишь подтверждает это. Поэтому если Toyota и решится собирать машины в России, то, по мнению экспертов, ей следует ориентироваться на "массовую" нишу: Land Cruiser у официальных дилеров стоит не менее 60 тысяч долларов, тогда как лидер продаж Toyota в России - Corolla стоит от 13 900 долларов.
"Если Toyota и начнет собирать машины в России, то это будет какой-нибудь массовый автомобиль, например Corolla", - заявила ГАЗЕТЕ аналитик ОФГ Елена Сахнова. С этим мнением согласен и вице-президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Сергей Алексейчук: "В России хороший уровень продаж Land Cruiser, но чтобы наладить действительно массовое производство, нужно выпускать такую популярную машину, как Corolla".
При этом, по оценке экспертов, если Toyota откроет завод в России, то цена на ее машины снизится по аналогии с Ford Focus на 2-3 тысячи долларов. Впрочем, лидер избирательного блока "Новый курс - Автомобильная Россия" Виктор Похмелкин дает даже более смелый прогноз. "Если снизить все издержки, связанные с различного рода взятками и преодолением административных барьеров, то цена на выпускаемый в России Land Cruiser составит всего 25-30 тысяч долларов", - заявил он ГАЗЕТЕ.
Впрочем, на пути японских инвестиций в российский автопром могут встать препятствия. На переговорах о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) Япония настаивает на максимальной открытости российского авторынка перед импортом. Таможенная политика российских властей направлена в другую сторону. Благодаря ограничению ввоза дешевых подержанных иномарок в России с этого года фактически расчищена автомобильная ниша среднего класса. Теперь, имея преимущества перед конкурентами на вторичном рынке, в том числе и по цене, Toyota вполне может приступить к производству автомобилей в России.
Что еще собирают в России
Сейчас в России собирают несколько иностранных моделей. "Автофрамос" делает Renault Symbol, а в 2005 году выведет на российский рынок модель Х90 местной сборки. К 2007 году этих машин будет собираться 120 тыс.
В прошлом году начал свою работу завод "Форд-Всеволожск" - первое в России автосборочное предприятие со стопроцентным иностранным капиталом. Пока завод выпускает только модель Focus. Производственные мощности завода составляют 25 тыс. авто в год, но могут быть увеличены до 100 тыс. В этом году им будет выпущено порядка 16 тыс. авто, а в следующем - 22 тыс. Практически одновременно с заводом Ford начало свою работу СП "GM-АвтоВАЗ", выпускающее Chevrolet Niva. За год работы завод выпустил около 13 тыс. автомобилей, а до конца 2003 года должен произвести еще 22 тыс., в 2004 предприятие планирует выйти на проектную мощность - 60 тыс. машин. На ТагАЗе собираются Hyundai Accent и Citroen Berlingo.
В прошлом году таганрогский завод выпустил около 2,5 тыс. автомобилей, в этом планировал выпустить 11 тыс. машин, но этому может помешать недавняя забастовка в компании Hyundai. ЗАО "Автотор" в Калининграде собирает четыре модели Kia и BMW. В 2002 году оно произвело 5714 автомобилей, а за три квартала текущего года завод уже собрал 6331 машину. В текущем году открылось еще одно автосборочное предприятие - завод по выпуску грузовиков Volvo в Зеленограде. Участниками этого проекта являются Volvo Truck Сorp. и АФК "Система". В этом году планируется собрать 250 машин.


Источник: Консалтинговая компания BKG

 

Оценить статью
(0)