Российско-американские поддавки

Российско-американские поддавки

Российско-американские поддавки

Иногда складывается впечатление, что вся международная политика, начиная от двухсторонних отношений и @ заканчивая военными конфликтами,  функционирует как часть некоего глобального сценария, в котором жестко предопределен лишь конечный результат, а роли, которые исполняет каждый из участников, могут варьироваться.

Особенно это касается отношений России и США, лидеры которых то двух часов вместе провести не могут, то подолгу заглядывают друг другу в душу. Российско-американская политика такая же – то демонстрирует пикировку за пикировкой, то отвечает любезностью за любезность.

Очередная тема сегодняшних дискуссий – реструктуризация внешней задолженности Ирака. Для обсуждения этого вопроса в Москву прибыл специальный посланник президента США Джеймс Бейкер. Лидеры Франции, Германии, Италии и Великобритании, как известно, на соответствующее предложение США уже ответили согласием.

В специальном сообщении Белого дома по этому поводу говорится: «Реструктуризация и сокращение задолженности необходимы для того, чтобы помочь иракскому народу построить свободную и процветающую страну. Поэтому Франция, Германия и Соединенные Штаты согласны, что в 2004 году следует существенно сократить задолженность Ирака в Парижском клубе, и будут тесно сотрудничать друг с другом и с другими странами, чтобы добиться этой цели».

Долго думать о том, что попросить взамен, президенту В.Путину, скорее всего, не придется. Россию вместе с европейскими странами, не поддержавшими военную операцию в Ираке, Соединенные Штаты  не хотят допускать к участию в восстановлении экономики Ирака. И это решение возмутило Россию.

Комментируя заявление заместителя министра обороны США Пола Вулфовица о том, что к тендерам на восстановление иракских предприятий будут допущены только фирмы из стран, принимавших участие в антииракской коалиции, МИД России заявил, что решение США имеет «серьезные негативные политические последствия и ставит под вопрос желание Соединенных Штатов работать со всем международным сообществом в интересах справедливого долгосрочного урегулирования в Ираке».

Министр иностранных дел РФ Игорь Иванов выразил твердую уверенность в том, что российские компании будут участвовать в процессе экономического восстановления Ирака, тем более что Временный совет Ирака подтвердил заинтересованность в продолжении ряд проектов, которые была начаты Россией в прежние годы. Однако комиссар ЕC по внешней политике Хавьер Солана заявил, что проблема отстранения фирм из государств, не проявивших себя в военной кампании, уже решена, причем окончательна.

Изменит ли мнение США готовность России реструктурировать иракские долги, о которой заявил В.Путин? Кстати, об их объеме у России и Парижского клуба разные мнения. Минфин РФ заявляет, что Ирак должен России $8 млрд. Парижский клуб оценил весь внешний долг Ирака в $21,018 млрд. – эта сумма была выдана правительству Багдада странами-членами клуба до начала иракского вторжения в Кувейт 2 августа 1990 года. Оценочная величина долга не включает в себя накопившихся процентов по кредитам, которых набежало еще на 20 млрд.

Доля России в иракских долгах, по данным Парижского клуба, - $3,450 млрд., а не 8 млрд., как заявляют российские чиновники. При этом в клубе считают, что Ирак, очевидно, не сможет начать выплаты по долгам ранее 2005 года.

Пока обе стороны думали над этой проблемой, откуда не возьмись, появилась другая, причем непосредственно касающаяся прибывшего в Москву Дж. Бейкера. Участники парламентских слушаний, состоявшихся 16 декабря в Совете Федерации, заявили, что Соглашение между Россией и США о разграничении морских пространств в Беринговом и Чукотском морях, подписанное министром иностранных дел СССР Эдуардом Шеварднадзе и госсекретарем США Джеймсом Бейкером в 1990 году, наносит ущерб российской экономике и отрицательно влияет на состояние и развитие рыбопромысловой отрасли РФ.

В соответствии с тем Соглашением, к США отошли районы, богатые биологическими ресурсами и, возможно, углеводородным сырьем, компенсацией за которые должны были стать квоты на вылов биоресурсов российскими рыболовецкими предприятиями в районах, где Россия утратила право промысла. Однако этого сделано не было, в результате чего потери России за первые 12 лет действия соглашения Бейкера-Шеварнадзе превысили $2 млрд. Отошедший к США участок площадью около 16,6 тыс. кв. км является потенциально богатым нефтеносным районом: его прогнозируемые ресурсы составляют до 200 млн. тонн нефти.

Стоимость прогнозируемых объемов продукции из возможных уловов за 2003-2005 годы, по экспертным данным, составляет не менее $700 млн. Соответственно, в федеральный бюджет за период с 1991 по 2002 год было недополучено налоговых и неналоговых платежей $34-41 млн. По итогам слушаний его участники рекомендовали правительству РФ создать межведомственную рабочую группу из представителей законодательных и исполнительных органов власти и поручить ей «всесторонне проанализировать целесообразность дальнейшего применения соглашения, а также рассмотреть возможные юридические и политические последствия отказа России от его ратификации».

Сомнений в том, что претензии по одной сделке могут стать условиями уступок по другой, почти нет. И так до бесконечности. Потому что в политике нет друзей, а есть интересы, и даже тогда, когда один актер по сценарию заглядывает в душу другому.

 

 

Оценить статью
(0)