Что творится в Чечне?

Что творится в Чечне?

Что творится в Чечне?

Российские правозащитники утверждают, что нарушения прав человека и похищения людей являются главным препятствием для установления стабильности в Чечне. Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева заявила, что многие пострадавшие от так называемых "зачисток" присоединяются к отрядам моджахедов. По данным правозащитников, за большинством похищений в Чечне стоят силовые структуры, все чаще - подконтрольные президенту республики Ахмаду Кадырову. Об этом заявил глава правозащитной организации  "Мемориал" Олег Орлов. По подсчетам организации, за 11 месяцев прошлого года в Чечне были похищены свыше 430 человек. Российское командование утверждает, что за похищениями стоят исключительно моджахеды…

Почти 10 лет колесо насилия способствовало тому, что российские военнослужащие и чеченцы обращались друг с другом с привычной жестокостью. Но после избрания президентом Кадырова, бывшего главы промосковской чеченской администрации, чеченцы, похоже, взяли на себя то, что раньше делали русские, - "зачистки", в ходе которых подозреваемых в сочувствии повстанцам похищают, а затем допрашивают, пытают или даже убивают в стремлении "стабилизировать ситуацию" в Чечне, пишет «The Guardian».

Чеченцы считают Кадырова, бывшего полевого командира и религиозного лидера, предателем. Но Кремль чувствует себя спокойнее в ситуации непрекращающегося насилия между сепаратистами и чеченцами с промосковскими настроениями. Железная хватка Кадырова позволила Москве даже уменьшить свое военное присутствие на территории, продолжает газета. Его личная армия численностью 4 тысячи человек, которую возглавляет его сын, капитан милиции, идет, как говорят местные жители, по пути "чеченизации конфликта", когда семья встает против семьи, односельчанин против односельчанина.

Республика входит в наихудшую фазу конфликта, междоусобную войну, которую Москва допустила, если не одобрила, а Кремль рассматривает как проблему внутренней безопасности Чечни. Такая политика превращает умеренных чеченцев в противников промосковской администрации, утверждает «The Guardian», приводя в качестве примера случай с мирным жителем республики по имени Арби, которого чеченские омоновцы арестовали и заявили, что он боевик и воюет против президента Кадырова. В пытках, после которых Арби стал инвалидом, принимал участие лично сын Кадырова – Рамзан. Позже родственники пленника выкупили его через знакомого в милиции за три автомата Калашникова.

Хози-Юрт, находящийся недалеко от цитадели Кадырова Центороя, снискал недобрую славу среди чеченцев как тюрьма, где люди Кадырова держат чеченцев, которые, по их мнению, представляют угрозу, допрашивают их о связях с боевиками, преступлениях, и держат их там ради выкупа. "Я слышал о людях, которых избивали там металлическими прутьями по 40 дней, - сказал Арби в интервью газете. - Они дробят пальцы на руках. Если бы я мог, я бы сам убил Рамзана. Или хотя бы избил его, как он меня. Я не могу назвать его нормальным чеченцем". И добавил: "Так было не всегда. Между чеченцами бывали стычки, но такого насилия, как сейчас, не было. Кто виноват? Кадыров".

Пресс-секретарь администрации Кадырова Абдулбек Вахаев заявил, что Рамзан никогда не участвует в избиениях и пытках. "В Чечне много людей, похожих на Рамзана", - сказал он, предположив, что Арби ошибся…

Характерно, что жестокость режима Кадырова не ослабила сопротивление российскому присутствию в Чечне. В недавнем отчете Института стратегических исследований говорится, что с августа 2002 по август 2003 года федеральные войска потеряли 1,2 тысяч человек - наибольшее число с 1999 года…

12 января в Париже международная правозащитная организация «Репортеры без границ» совместно с информационным агентством «Франс пресс» выпустили заявление по поводу исчезновения 4 июля прошлого года корреспондента этого агентства Али Астамирова. Глава бюро «Франс пресс» в Москве Мишель Виату заявил «Репортерам без границ», что Али Астамиров, освещавший войну в Чечне и в течение года работавший для агентства, был похищен в Назрани 4 июля 2003 года неизвестными вооруженными людьми.

Как сообщает VOA, Виату предложил магнитофонную запись обращения брата похищенного журналиста Руслана Магемадова, который просит тех, кто держит брата в заложниках, освободить его: «Моему брату 34 года. У него двое детей. Он работал журналистом в Чечне… До сих пор никто не обращался к нам с предложением заплатить выкуп за брата. Российским и ингушским спецслужбам не удалось собрать информацию о местонахождении Али. У меня к вам только одна просьба: пожалуйста, отпустите моего брата!».

Исполнительный директор вашингтонской неправительственной организации «Американский комитет за мир в Чечне» Глен Хауард сказал по поводу обращения Руслана Магемадова к похитителям его брата: «Обычно в подобных случаях, связанных с похищением людей, проходит некоторое время, прежде чем начинаются переговоры с теми, кто готов на определенных условиях освободить пленных. Мы не раз были свидетелями того, как после нескольких месяцев похищенных освобождали без всяких объяснений».

По словам Хауарда, у него нет прямых доказательств причастности московских властей к похищению Али Астамирова, однако он не исключает такой возможности, учитывая то, какую позицию занимает Кремль в отношении правдивого освещения событий в Чечне: «По-моему, очевидны попытки Кремля препятствовать правдивому освещению войны в Чечне. Исчезновение свободных и независимых СМИ в России - очень показательный факт, свидетельствующий о том, что российские власти не терпят никакой оппозиции или критики войны в Чечне и затыкают рот любому, кто пытается сказать правду».

Исполнительный директор организации «Американский комитет за мир в Чечне» Глен Хауард считает, что исчезновение 4 июля 2003 года корреспондента агентства «Франс пресс» Али Астамирова - это продолжение кампании преследования журналистов, развенчивающих попытки правительства России убедить собственный народ и мировую общественность в нормализации обстановки в Чечне. Одной из жертв этой компании в недавнем прошлом стал корреспондент «Радио Свобода» Андрей Бабицкий, который был похищен в Чечне и затем освобожден из застенков ФСБ, подчеркивает VOA. А в декабре 2003 года ФСБ не допустила участия в вашингтонской конференции «Американского комитета за мир в Чечне» корреспондента «Независимой газеты» Анны Политковской, которая смело критикует политику Кремля в Чечне.

 

Оценить статью
(0)