Проблемы расширения Евросоюза и Россия

Проблемы расширения Евросоюза и Россия

Проблемы расширения Евросоюза и Россия

Взаимоотношения Евросоюза и России становятся все прохладнее. В Калининграде на прошлой неделе прошел семинар на эту тему с участием заместителя главы представительства Еврокомиссии Винсента Пикета, посла Бельгии в РФ Андрэ Мернье, заместителя начальника генерального директората по экономике и финансам Еврокомиссии Андреаса Пападопулоса и начальника департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Владимира Серегина. По данным ИА REGNUM, приветствовать иностранных гостей должны были губернатор Калининградской области Владимир Егоров и вице-губернатор Михаил Цикель, однако они не приехали.

Доклад по отдельной теме семинара "Евросоюз-Россия - политическое и экономическое будущее. Роль Калининграда", должен был прочитать еще один вице-губернатор Савва Леонов, однако он также не прибыл на семинар. Посол Бельгии в РФ А. Мернье в своем выступлении высказал "основные озабоченности" в бизнес-сообществе и СМИ Евросоюза по поводу расширения ЕС и заявил, что если у России будут новые богатые соседи, то и Россия постепенно станет богаче.

Накануне семинара лишился своего места помощник президента РФ по Калининграду Д.Рогозин – в Администрации президента заявили, что он выполнил свои функции. Однако очевидно, что проблем, стоящих перед Калининградом в связи с расширяющимся ЕС более чем достаточно, и многие из них не решены.

Более того, куча нерешенных проблем- в самой Европе, которая не смогла даже договориться по поводу единого проекта Конституции. Выступая на европейском экономическом форуме в Давосе, президент Европарламента Пэт Кокс заявил, что пора выработать общие принципы внешней политики и решить проблемы, связанные с соблюдением Пакта о стабильности, с тем чтобы двигаться дальше. В ответ на это президент Польши Александр Квасьневский обвинил Францию и Германию в желании заполучить большую власть в ЕС: "Суть разногласий между этими двумя странами и нами - Польшей и Испанией - в том, сколько голосов мы получаем по новой конституции. Они нарушают положения соглашений в Ницце, думая, что, обладая почти таким же числом голосов, мы будем использовать нашу силу не только для принятия решений, не только для поддержки новых законопроектов в ЕС, но и для их блокирования. Так что в реальности для сохранения европейской солидарности и доверия, мы должны как можно скорее преодолеть разногласия."

В то же время Испания считает, что компромисс по вопросу о принятии Европейской конституции вполне возможен. Об этом заявила в Дублине министр иностранных дел Испании Ана Паласио на встрече со своим ирландским коллегой Брайаном Коуэном. "Испания хочет, чтобы у европейских граждан была конституция. И надеемся, что решение будет найдено в самое ближайшее время!" - подчеркнула Ана Паласио.

Как ситуация будет развиваться дальше, и какая роль России в этом процессе? За комментариями мы обратились к члену Коллегии военных экспертов, проф. И.И.Антоновичу.

- Конец 2003 года обозначился крупной неудачей в стратегии европейской интеграции и единой Конституции, принятия которой усиленно добивались Германия и Франция. Сорвалось это из-за противостояния 2-х среднеевропейских держав, одна из которых Испания считается бедной, а потому, по сложившейся внутренней традиции, является основным грандом Евросоюза, и другая Польша – еще беднее, которая даже не является членом Евросоюза. Формальная суть проблемы состояла в том, что Испания и Польша потребовали себе одинаковых прав при голосовании основных вопросов внешней и внутренней политики Евросоюза, а это, в свою очередь, не отвечает интересам ядра Евросоюза – Германии, Франции и Англии, которые не хотели бы, чтобы бедные восточно-европейские страны, которым предстоит вступить в Евросоюз в ближайшем будущем, сразу почувствовали себя на равной ноге.

Также можно сказать, что правительственные канцелярии ведущих европейских государств увидели, что пополнение Евросоюза за счет государств восточной Европы – бедных и потому давно уже считавшихся государствами второго сорта, будет проблемным для общеевропейской интеграции: восточноевропейские страны идут в надежде, что от их «сбрасывания тенет коммунизма» они получат немедленные материальные вознаграждения. Конституционный проект Евросоюза, таким образом, отложен и очень вероятно, что до факта приема стран восточной Европы в ЕС его еще не будет. Тогда получается, что 10 малых европейских государств присоединятся к общеевропейскому содружеству без конституционных обязательств.

Есть определенные намеки в западноевропейской, в особенности, немецкой печати на то, что непримиримая позиция Польши в значительной степени продиктована из Вашингтона: в Вашингтоне хотели бы в пику Германии и Франции, не поддержавших Дж. Буша в иракской интервенции, затормозить процесс европейского объединения, чтобы потом выступить в качестве третейского судьи. Так или иначе, совершенно ясно, что единого политического монолита в виде объединенной Европы на ближайшее время не предвидится. Страсти, которые до сих пор тщательно скрывались и проявляли себя, в основном, в форме подковерной борьбы, вырываются наружу.

Надо сказать прямо, что у восточно-европейских государств есть определенные основания для такой резкой позиции и стремления наперед оговорить условия их бытия. Уже сейчас ясно, что они не получат той материальной помощи, на которую рассчитывали, и главное, которая им была бы нужна для восстановления экономики. К тому же, три уровня европейских государств в составе Евросоюза (ядро Евросоюза – Англия, Франция, Германия, иногда к нему причисляют Италию, среднее звено – Австрия, Финляндия и северные государства Европы, и третье звено – вновь вступающие восточно-европейские государства) как бы создают структуру всеобщей зависимости средних и малых европейских государств от двух крупнейших континентальных европейских государств – Германии, Франции, и Англии. Это, естественно, не устраивает восточно-европейские государства и далеко не отвечает их иллюзиям о немедленном прорыве в зону европейского благосостояния.

Надо полагать, что для России эти противоречия в составе Евросоюза могут открыть новые возможности. Трудности Евросоюза, которые можно прогнозировать на ближайшие 2-3 года и выражающиеся в несовместимости интересов вновь поступающих и возможностей уже находящихся в Евросоюзе стран, будут достаточно сложными. И за счет этого Россия вполне сможет отвоевать целых ряд выгодных для себя экономических и политических позиций, требуя большей роли в общеевропейских делах и главное, ускорения процессов общеевропейской интеграции, в которой Россия была бы субъектом, а не объектом экономического воздействия.

 

 

Оценить статью
(0)