Слушания о ходе строительства в России завода по уничтожению химического оружия в поселке Щучье Курганской области состоялись в минувший четверг в сенатском Комитете по иностранным делам. Эта тема традиционно обсуждается в США в канун российско-американских встреч на высшем уровне – в августе прошлого года об этом говорили накануне визита президента В.Путина в США, до этого в мае – перед приездом президента Дж.Буша в Россию.
Нынешнее заседание было закрытым, и, как сообщает VOA, на слушания были приглашены послы и дипломатические представители Великобритании, Италии, Канады, Норвегии, России, Чехии, Швейцарии и Европейского Союза – тех государств, которые принимают участие в финансировании строительства завода по уничтожению химического оружия в Щучьем. На складах этого объекта находятся свыше двух миллионов артиллерийских снарядов и боеголовок, начиненных боевыми отравляющими веществами, такими как зарин, заман и VX, говорится в материалах, подготовленным к слушаниям.
Как заявил в своем выступлении главный докладчик - председатель сенатского Комитета по иностранным делам сенатор Ричард Лугар, международное сообщество намерено потратить на создание соответствующей инфраструктуры, меры безопасности и другие действия по обеспечению работы объекта в Щучьем $64 млн. Помимо вышеуказанных стран, заинтересованность в оказании помощи заводу в Щучьем выразила Франция. Россия, по словам Р. Лугара, обещала предоставить в рамках «Инициативы глобального партнерства» $2 млрд. (!) на уничтожение химических вооружений и демонтаж ядерных подводных лодок. Кроме того, Россия продолжает ежегодно увеличивать бюджетные ассигнования на работы в Щучьем.
Также Лугар выразил удовлетворение тем, что программа Нанна-Лугара совместно с российскими партнерами работает над разрешением проблем, выявленных ранее инспекторами Пентагона. «Одним из важных этапов работы, - подчеркнул сенатор, - стало подписание двусторонних соглашений, обязывающих Россию ликвидировать ее запасы газа нервно-паралитического действия. В этом документе содержится практический план перевозки, складирования и уничтожения указанного боевого отравляющего вещества».
По словам докладчика, программа Нанна-Лугара заключила контракт с экологической организацией «Global Green», руководимой экс-президентом СССР М. Горбачевым. Она будет заниматься просвещением местного населения (!) и проверкой систем безопасности в Щучьем. Не менее важной окажется деятельность «Global Green» по развеиванию мифов, порожденных строительством объекта. «Я был в Щучьем дважды, - сказал сенатор Лугар, - и виденное там убедило меня в необходимости скорейшего демонтажа боезарядов и их ликвидации в условиях полной безопасности. Строительство идет полным ходом. Я надеюсь дожить до того дня, когда последняя единица этого чудовищного оружия будет уничтожена и угроза населению земного шара перестанет висеть над нами». «Всем ясно, что наши усилия по защите США от оружия массового поражения сопряжены с риском. Но самый большой риск - это ничего не делать для ликвидации острой опасности, исходящей от ядерных, химических и биологических арсеналов бывшего Советского Союза», - заключил Ричард Лугар.
Напомним, что совсем недавно тема уничтожения химического оружия в России была крайне конфликтной. В конце августа 2003 г. в Женеве в ходе встречи экспертов государств - участников Конвенции по биологическому оружию, в центре обсуждения были сенсационные разоблачения Ричарда Лугара, прозвучавшие по итогам его визита в Россию. Тогда Лугар заявил, что Россия не пускает на свои объекты биологического оружия американских инспекторов, что «ставит под угрозу дальнейшее финансирование Соединенными Штатами программы уничтожения огромного арсенала российского химического оружия».
Как было заявлено в Женеве, начиная с 1992 года, США предоставили России около $6,5 млрд. на обеспечение безопасности и ликвидацию ОМУ, однако нежелание России проявлять прозрачность в сфере биологического оружия свидетельствует о том, что Россия все еще цепляется за устаревшие концепции «холодной войны».
Пол Уокер, директор программы «Global Green USA» - американского отделения основанного М.Горбачевым женевского экологического фонда «Международный зеленый крест», часто посещающий Россию по программе уничтожения российских арсеналов химического, биологического и ядерного оружия, тогда заявил, что «в последние десять лет русские открыли большинство своих оружейных объектов для западных специалистов, особенно американских, но не пускали их, по меньшей мере, на четыре старых биологических объекта, находящихся в ведении Министерства обороны». Судя по всему, именно данным фактом был недоволен сенатор Лугар.
Однако сегодня все изменилось. Лугар доволен активизацией строительства объекта в Щучьем, а М.Горбачев ему активно помогает, работая с местным населением. Слабых голосов сопротивляющихся проекту экологов почти не слышно.
Считается, что всего на вооружении России было 40 тысяч тонн химического оружия в семи местах складирования - от небольших в Саратовской области до крупных в Курганской области и Удмуртии. До настоящего момента уничтожено только 400 тонн, то есть 1% от всего арсенала (!), причем этот процесс, вместо декабря 1999 г., начался только в декабре 2002 г. Первыми были уничтожены люизит и газ нервно-паралитического действия на небольшом объекте Горный в Саратовской области. На очереди – уничтожение арсеналов в самом крупном объекте химического оружия - Щучьем. Сюда должны быть привезены 25-30 тысяч тонн газа нервно-паралитического действия, находящиеся на четырех других объектах России. Начало работ по уничтожению оружия на этом объекте запланировано на начало 2008 года.
В этой связи стоит напомнить, что 27 мая 2003 года в Конгрессе США под эгидой Российско-американского совета по ядерной безопасности (RANSAC) состоялся семинар по проблемам российского химического и биологического оружия. На нем, помимо Пола Уокера, выступили с докладами заместитель директора Центра по нераспространению при Монтерейском институте международных исследований Эйми Сэндс и научный сотрудник Центра российских и восточно-европейских исследований при Бирмингемском университете в Англии Дерек Лэмбтон Аверре. В своем выступлении Сэндс, отмечая озабоченность США по поводу того, что Россия до сих пор не отчиталась о размерах своих арсеналов химического и биологического оружия, заявила: «Россия объявила о наличии в ее арсенале 40 тысяч тонн боевых отравляющих веществ. По подсчетам американской разведки, эта цифра составляет 70-80 тысяч тонн. А по данным независимых источников - еще больше: до двухсот тысяч тонн». Тогда же было высказано опасение, что Россия не только не хочет раскрывать все свои склады боевых отравляющих веществ, но и тайно разрабатывает так называемое «четвертое поколение» химического оружия. Нежелание Москвы предоставить полную информацию о своем химическом арсенале вызывает озабоченность в отношении целей российской программы разработки новых видов наступательного химического оружия, заявили тогда конгрессмены.
Год спустя тон комментариев изменился. О подозрениях в адрес России по данному вопросу в Вашингтоне никто не говорит, о намерениях что-либо скрыть – тоже. Чем вызвано изменение риторики? Избирательными кампаниями в двух странах и нежеланием в этой связи что-либо обострять? Либо у США на повестке дня есть другие, гораздо более весомые обвинения в адрес России?