Критическая лояльность

Критическая лояльность

 Критическая лояльность

Многие российские наблюдатели прокомментировали итоги двухдневного визита Госсекретаря США Колина Пауэлла в Россию так: отношения между двумя странами ни хорошие, ни плохие, они просто существуют. Все запланированные претензии в ходе визита были высказаны, все ожидаемые вопросы поставлены. Относительно развития демократии в России, вмешательства в дела соседней по СНГ, ситуации в Чечне, энергетического диалога. Также даны гарантии: американских военных баз в Грузии не будет, сотрудничество по ряду актуальных вопросов будет развиваться.

           Среди довольных встречей с Пауэллом – российские промышленники из РСПП. Комментируя завтрак с Госсекретарем США утром 27 января, глава РСПП Аркадий Вольский заявил о достигнутом прогрессе в диалоге между деловыми кругами двух стран: за прошлый год товарооборот между странами вырос на 25%, США в этой области занимают третье место после Германии и Италии. Также  США на третьем месте по уровню инвестиций в Россию - после Германии и Кипра.

Вопрос о ЮКОСе в ходе встречи не поднимался. Также Пауэлл отказался прокомментировать американскую политику в отношении падения курса доллара, заметив, что это вопрос не его компетенции. Зато сопровождавшие Пауэлла представители деловых кругов ответили на вопрос о низком уровне инвестиций в Россию, по сравнению, например, с Китаем. Они сказали, что в коммунистическом Китае больше порядка, чем в демократической России. Зато в вопросах развития энергодиалога между странами было найдено полное взаимопонимание.

           Американская и британская пресса вовсе не такая лояльная. «Пауэлл осуждает политику Путина» - утверждает "The Washington Post", отмечая, что Государственный секретарь США в необычно прямой манере раскритиковал недостатки российской демократии и агрессивный подход этой страны к бывшим советским республикам. В опубликованном на первой странице в газете "Известия" комментарии Пауэлл заявил, что американо-российские отношения не достигнут своих потенциальных возможностей, пока обе страны не начнут разделять общие базовые ценности.

"Демократическая система России, как нам кажется, еще не нашла необходимый баланс между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти. Политическая власть еще не полностью привязана к нормам права", - написал Пауэлл. Он также добавил, что ни средства массовой информации, ни политические партии не обладают полной свободой действий.

Кроме того, Пауэлл раскритиковал политику Путина в отношении Чечни, где российские солдаты жестоко подавляют стремление этого региона к независимости. Также он выступил в защиту суверенитета бывших советских республик, многие из которых недовольны вмешательством России в их внутренние дела. Решение Пауэлла открыто выступить по данному вопросу отражает обеспокоенность администрации Буша тем, что консолидация власти Путиным - имеющая, как считают многие, антидемократический характер - представляет собой угрозу для экономических и политических перспектив России, а также для ее международных отношений, считает "The Washington Post".

Пока остается неясным, говорил ли Пауэлл в ходе встречи с Путиным о конкретных наказаниях или поощрениях для России. "Я никоим образом не пытался вмешаться во внутреннюю динамику политической жизни России, - сказал Пауэлл на пресс-конференции. - Это был разговор двух друзей".
Хотя власти обеих стран утверждают, что их больше объединяет, чем разъединяет, Соединенные Штаты и Россия продолжают пытаться преодолеть разногласия по различным вопросам, в том числе по таким, как ядерные разработки Ирана, восстановление Ирака, и роль двух давних соперников в странах, которые Россия считает зоной своих интересов. Пауэлл вновь заявил, что Соединенные Штаты не хотят соперничать с Россией в Грузии, однако кремлевские чиновники продолжают высказывать опасения по поводу растущей сферы влияния Америки.

Статья Пауэлла знаменует собой новый уровень критики Соединенными Штатами путинской манеры правления, считает "The Washington Post". Она последовала за нашумевшим призывом сенатора Джона Маккейна, который в прошлом году потребовал от американской администрации быть более жесткой в отношениях с российским лидером и предупредил о "ползучем заговоре против сил демократии и рыночного капитализма в России".

Посол США в России Александр Вершбоу высказался недавно о пагубности различия во взглядах двух стран на базовые ценности. Пауэлл своей статьей публично поддержал этого высокопоставленного дипломата и отразил точку зрения Белого дома на текущем этапе. Чиновники в Белом доме надеются, что обеспокоенность иностранных инвесторов политической ситуацией в России и ее правовой системой поможет сдержать Путина, который повернулся к Западу в попытке подтолкнуть экономическое развитие России. Не уверенные до конца в окончательном решении Путина, американцы говорят, что они все еще надеются, что дисциплинированный бывший офицер КГБ выполнит свои обещания по продвижению свободы и установлению верховенства закона. "Россия слишком многое может предложить остальному миру, и поэтому мы не можем допустить, чтобы потенциал нашего партнерства остался нереализованным, - написал Пауэлл в "Известиях". - Надеемся, что все препятствия, стоящие на пути России к зрелому демократическому обществу и процветанию, в скором времени будут преодолены".

 «Недоверие к Москве» – называется статья в "MSNBC".
"Медовый месяц", которым характеризовались российско-американские отношения после 11 сентября 2001 года, закончился, пишет газета. Ушли в прошлое дни, когда российский президент Владимир Путин считался любимцем администрации Буша-младшего, поскольку первым из иностранных лидеров выразил соболезнования после нападений на Нью-Йорк и Вашингтон. Что еще важней, Путин отказался от традиционной российской оппозиции влиянию США в Средней Азии, где на территориях бывших советских республик Вашингтон создал передовые базы.

Но сегодня, когда "война с терроризмом" в Афганистане и Пакистане ограничена операциями войск специального назначения, которые получают поддержку от американских войск, базирующихся в самом Афганистане, Соединенные Штаты расширили свое военное присутствие в бывших советских республиках Средней Азии, вместо того чтобы выводить оттуда войска по мере того, как ослабевает прямая региональная угроза от "Аль-Каиды" и талибов.

Ссылаясь на все ту же статью Пауэлла в «Известиях», "MSNBC" отмечает, что, хотя его визит имел целью успокоить российских хозяев, государственный секретарь взял резкий тон. Он заявил, что "определенные события во внутренней и внешней политике России в последние месяцы заставили нас сделать паузу", критиковал вмешательство России в дела ее соседей, войну в Чечне и беспорядочные метания России на пути к демократии - все колючие темы, которые с 11 сентября почти не всплывали на поверхность в российско-американской дипломатии.

Иванов в ходе с Пауэллом источал дипломатические любезности, говоря ему, что Россия "открыта для тесного сотрудничества с Соединенными Штатами в борьбе против терроризма и распространения оружия массового поражения, а также в поиске решения северокорейской проблемы и в других аспектах, потому что нашей общей целью является создание безопасного и надежного мира". Эти слова противоречили высказываниям российского министра иностранных дел в прошлом месяце, когда он обвинил Соединенные Штаты в том, что те дирижировали "розовой революцией", которая изгнала Эдуарда Шеварднадзе с поста президента Грузии.

Встречаясь в понедельник с Путиным, Пауэлл, снова вернувшись к дипломатическому языку, признал "области разногласий" и сказал, что сила американо-российских отношений "позволяет нам обсуждать эти области прямо и откровенно". Когда в воскресенье Пауэлл покидал Грузию, чтобы направиться в Россию, он объявил о новой программе помощи Грузии и от имени Буша-младшего пригласил Саакашвили посетить Вашингтон в будущем месяце. Если прямота высказываний является новым инструментом американской политики в отношении России, то Москва почувствовала на себе его удар, заключает издание.

По мнению "The Washington Times", демократия в России мобилизована и приведена в полную боевую готовность. Подход Кремля к избирательной кампании, применяя военную терминологию, можно расширительно описать, как опыт России с демократией, которая мобилизована и приведена в полную боевую готовность. Именно так и обстоит дело с тех пор, как летом прошлого года Кремль в ходе подготовки к декабрьским парламентским выборам запустил в работу свой устрашающий выборный аппарат, который будет работать, по меньшей мере, до президентских выборов в марте нынешнего года.

Как в армии, Кремль призвал под свои знамена рекрутов, чтобы организовать победу в большевистском стиле. Эта акция, аналогичная военным операциям, практически гарантирует, что президент Владимир Путин вернется в свой рабочий кабинет еще на 4 года. На состоявшейся на прошлой неделе встрече Всемирного экономического форума в Давосе, Швейцария, выяснилось, что российская делегация во главе с заместителем премьер-министра и министром финансов Алексеем Кудриным ушла в оборону. Кудрин хотел говорить о российской экономике, которая шестой год подряд находится на подъеме. Но Кудрину - которого прочат в следующие премьер-министры России - пришлось говорить о политике. Он является верным солдатом Путина и поэтому, когда его приперли к стене вопросами о недавней российской практике с главенством закона, и о том, почему богатейший человек страны находится за решеткой, а также утверждениями, что декабрьские парламентские выборы были не такими уж свободными и честными, отреагировал в точности так, как его босс.

Кудрин в Давосе действовал так, как того от него ждали. Этот министр с мягкими манерами придерживался партийной линии; хотя он и не сумел убедить тех участников этой эксклюзивной встречи, которые скептически воспринимают Россию, но он и не разочаровал своего босса в Кремле. Этого и следовало ожидать; ведь экономика России продолжает расти, и имеет хорошие перспективы на будущее, а эти перспективы, совершенно очевидно, интересуют иностранных инвесторов. Россия также находится в середине выборного цикла, и на ее политическом небосклоне доминируют внутренние заботы.

Жаль, что Кудрин и Кремль не воспользовались обедом в Давосе, который был посвящен России, чтобы рассказать о том, что происходит в их стране. Вместо того чтобы отвечать на деликатные вопросы, Кудрину следовало бы сказать правду: Кремль ведет гражданскую войну, и российский электорат мобилизован для участия в этом конфликте.

Отвечая на вопрос о растущем влиянии "силовиков" в правительстве, Кудрин сказал буквально следующее: "Слабость государства в прошлом, в 1990-е годы, была связана с тем, что никто не был привлечен к ответственности, и не был наказан за экономические преступления, включая и тех, кто имел отношение к сектору природных ресурсов. Поэтому естественно, что сегодня определенной популярностью пользуется укрепление некоторых государственных институтов с тем, чтобы обеспечить порядок и гарантировать защиту. Я убежден, что мы должны и дальше сохранить эту тенденцию на укрепление государства".

Слова Кудрина в Давосе, вероятно, очень близки той платформе, с которой Путин, этот вечно непроницаемый президент, идет на предстоящие президентские выборы. Именно кудринское описание недавней российской истории мобилизовало российский электорат и приободрило Кремль.

Кремль ведет войну. На протяжении более 6 месяцев средства массовой информации (СМИ) фокусируют внимание на том аспекте кремлевского наступления на порочную экономическую систему "олигархического капитализма", олицетворением которого является призыв "Ешь богачей". Подобно тому, как в древнем Риме народ требовал "хлеба и зрелищ", массы наслаждаются этим шоу.

Параллельно с обузданием олигархов осуществляется кампания борьбы с коррупцией в системе государственного управления. Сразу же вслед за парламентскими выборами российские СМИ не упустили шанс показать, что власти ведут борьбу с взяточниками в собственных рядах. После переизбрания Путина следует ожидать дальнейших "чисток" чиновничества. Станут ли те же наблюдатели за Россией и западные политики защищать также и будущих обвиняемых?

«Может ли Россия стать великой державой?» – задает вопрос "The Moscow Times", и отвечает на него отрицательно. Как пишет Марк Кац - профессор государственного права и политики в Университете Джорджа Мейсона, многие россияне сегодня сосредоточены на восстановлении влияния Москвы в бывших советских республиках. Они сильно возмущены беспрецедентным военным присутствием США на Кавказе и в Средней Азии. Однако вывод американских солдат с этих территорий не пойдет на пользу России. Неспособность Москвы на протяжении многих лет нанести поражение чеченским боевикам позволяет предположить, что она так же не сможет самостоятельно сдержать возрождающийся на Кавказе и в средней Азии исламизм. Более того, неясно, можно ли будет этого добиться даже при присутствии в регионе американских войск.

Точно также, Россия самостоятельно вряд ли сможет сдержать растущее влияние Китая на Дальнем Востоке. И, принимая во внимание большую вероятность того, что Европа, скорее всего, продолжит политику невмешательства, сомнительно, что Россия может рассчитывать на союзников в ее противостоянии с Китаем, с мусульманской угрозой с юга, или с обеими этими силами.

Если США не смогут или не захотят вести себя как сверхдержава, это приведет не к усилению России, а к ее дальнейшему ослаблению. Поскольку если Соединенные Штаты не смогут или не захотят помочь Москве бороться со стоящими перед ней угрозами, то и Европа или другие страны тоже не смогут или не захотят это сделать. Перед Россией сейчас стоит выбор: либо стать младшим партнером США, либо слабой, изолированной страной, находящейся перед лицом угроз, с которыми она не может справиться. Россия в этот раз не сможет возродиться, как феникс.

"The Financial Times" также цитирует строки из статьи Пауэлла в «Известиях».  "Российская демократическая система, по-видимому, пока еще не нашла необходимого баланса для исполнительной, судебной и законодательной ветвей власти, - написал г-н Пауэлл. - Политическая власть пока еще не до конца привязана к закону". "При отсутствии общих для нас основополагающих принципов невозможно полностью реализовать весь потенциал наших отношений", - продолжал он.

Его замечания были сделаны в момент, когда двусторонние отношения являются особенно прохладными, растет напряженность в связи с расширяющимся влиянием Соединенных Штатов в Восточной Европе, на Кавказе и в Средней Азии, равно как и озабоченность в Вашингтоне в связи с нападками Москвы на нефтяную компанию "ЮКОС", пишет газета. Позже г-н Пауэлл попытался охладить вызванный этими высказываниями гнев России, подчеркнув, что отношения между двумя странами достаточно прочны, чтобы выдержать разногласия. В ходе двусторонних российско-американских переговоров на самом высоком за последние 4 месяца уровне он заявил, что его высказывания не имели целью вмешательство во внутренние дела России.

Критика из уст государственного секретаря США резко контрастировала с благожелательными высказываниями президента США Джорджа Буша-младшего  в сентябре прошлого года, когда тот хвалил г-на Путина за его видение процветающих в России "демократии, свободы и главенства закона".

Высказанная Пауэллом критика не рассердила Путина, считает "The Guardian". Г-н Путин, принимая г-на Пауэлла в Зеленой комнате Кремля, с одобрением констатировал "солидные и крепкие" отношения двух стран и заверил, что политика Москвы в отношении США будет "стабильной и предсказуемой". За несколько часов до этой встречи российская газета "Известия" опубликовала пространную статью, в которой г-н Пауэлл заявил, что поведение Кремля в последнее время ставит Вашингтон "в затруднительное положение". Он написал, что "при отсутствии общих для нас основополагающих принципов невозможно полностью реализовать весь потенциал наших отношений. Политическая власть пока еще не до конца привязана к закону".

 

Оценить статью
(0)