Предыдущая статья

Городская ли страна Россия?

Следующая статья
Поделиться
Оценка

На первый взгляд, современная Россия кажется вполне городской страной: в результате бурной урбанизации ХХ века 73% ее населения живет в городах (в начале века эта доля была не выше 13%). В больших городах с населением от 100 тысяч жителей живет 45,5% россиян. Однако сельский образ жизни многих горожан и их полукрестьянская психология дают основания полагать, что процессы урбанизации в России еще не закончились, а значительную часть россиян, даже и живущих в городской местности, можно относить к категории городских жителей с большими оговорками. Об этом говорится в последнем обзоре «Демоскопа.ру».

По бытовой урбанизации Россия ближе к Мексике, чем к США или Франции, считают эксперты. Они отмечают, что в современной России реальная структура общества расходится с формальной урбанистической структурой населения. А какова реальная урбанизация в России?

40% наших городов имеют сельское или полусельское обустройство. Лишь 143 из 1098 городов России обеспечены канализацией на 95-100%. Именно отсутствие канализации, а не газа и даже не водопровода в России - верный признак застройки сельского типа, отсутствия элементарных удобств, поистине ключевой индикатор ирреальной урбанизированности.

Если не учитывать урбанизацию, а из числа формальных, статистических горожан изъять тех, чьи условия жизни трудно признать городскими, доля оставшегося городского населения страны не превысит 60%.

Полностью обеспечено удобствами любое жилье, будь то квартиры или отдельные дома, в Северной Америке, в Западной и частично Восточной Европе. В Азии разница между формальной урбанизированностью и реальной, бытовой, скорректированной по условиям жизни видна при низкой доле городского населения и исчезает при высокой, типичной для ее богатых стран (например, Японии). В Латинской Америке и в Африке, с их псевдоурбанизацией, этого не происходит. Россия по этим показателям вполне сопоставима с Латинской Америкой. Так, в далекой жаркой Мексике и официальная доля горожан, и скорректированная с учетом канализации попросту идентичны российским.

Между городом и деревней живут от одной десятой до одной пятой россиян, подчеркивают исследователи. Можно выделить ту страту нашего населения, которую трудно однозначно счесть городской или сельской. Пример некоторых отдаленных районов Подмосковья показывает, что от 1/3 до 1/2 их сельских жителей живут в квартирах городского типа, хотя рядом содержат огороды, а часто и скот. Это гораздо больше, чем в среднем по России, где таких сельчан около 1/5, 22%. Сложив их с горожанами, обитающими в домах сельского типа, можно получить примерную оценку того населения, которое нельзя определенно отнести "ни к селу, ни к городу".

Без канализации в 2000 году существовало 20,3 миллиона городских жителей, 8,7 миллиона сельских жили с удобствами. Итого между селом и городом по этому признаку попадают 29 миллионов человек, 1/5 всех россиян.

Более трех четвертей территории Европейской России имеют слишком низкую плотность сельского населения. На этой территории немногим менее половины сельских жителей вынуждены мириться с весьма сложными природными условиями ведения хозяйства. В благоприятных условиях по теплообеспеченности обитает всего 57% сельского населения, по увлажнению - около 60%. Примерно 1/3 селян живет в полумаргинальных условиях по критерию теплообеспеченности сельского хозяйства (это территории с суммой температур вегетационного периода от 1600њ до 2200њ) и еще 1/4 - на полузасушливых землях. В совсем тяжелых условиях обитает не так уж много селян - 6% на севере Европейской России и 11 % в засушливой и сухой зонах и около 5% - в горных районах. В России в целом число жителей в этих неблагоприятных условиях больше.

В ареалах с плотностью более 20 человек на кв. км проживает примерно 1/4 сельского населения России. На Юге - побольше, около 1/3, а в Нечерноземье - чуть более 1/5 селян. Почти 40% сельского населения всей Европейской России и половина сельских жителей Нечерноземья живут в ареалах с весьма проблемной для коллективного сельского хозяйства плотностью населения - менее 10 человек на кв. км. Зато занимают они подавляющую часть территории (в Нечерноземье - 88%). Несмотря на миграционный приток в села, по сравнению с 1989 годом площадь сегодняшней слабозаселенной территории почти не изменилась.

Низкая плотность населения не способствует эффективности сельского хозяйства. Если сравнить плотность сельского населения с комплексными оценками неблагополучия общественного хозяйства, например, с распределением проблемных и безнадежных районов, то закономерности будут такие: 80% всех "черных дыр" - это районы с плотностью сельского населения менее 10 человек на кв. км, то же - для 2/3 проблемных районов. Плотность населения от 10 до 15 человек на кв. км имеют около 10% безнадежных районов и 20% проблемных. А более высокая плотность населения характерна для неблагополучных районов Дагестана. Порог плотности сельского населения в 10 человек на кв. км может служить некоторым индикатором возможностей нормального функционирования коллективных предприятий.

Сколько нужно людей на селе? Эксперты предлагают принять условно, что для гарантированного среднего результата большинства предприятий района необходима (но не достаточна) плотность населения в 10 человек на кв. км, или хотя бы 5 человек на кв. км - в животноводческих районах. Если провести несложные расчеты, получается, что Европейская Россия для нормального функционирования коллективных предприятий - при той специализации и том механизме функционирования, что есть сейчас, - «нуждается» в 12,5 миллиона человек, а без горного Урала - почти в 10 миллионах человек. Поскольку очевидна нереальность подобного заселения даже староосвоенных районов (что уж говорить о Сибири и Дальнем Востоке), нужно признать, что общественное сельское хозяйство недонаселенных районов нуждается в серьезной трансформации.

Но есть ли на самом деле дефицит трудовых ресурсов на селе? В действительности «замыкающим» фактором развития нашего общественного сельскохозяйственного производства служит не количество трудовых ресурсов, а человеческий капитал и социальное состояние местности, ее «здоровье». Важным индикатором такого здоровья местности являются не только ее жители, но и условия их жизни, обустроенность местности, заключают эксперты.