Отстоит ли Конституционный суд права пенсионеров?

Отстоит ли Конституционный суд права пенсионеров?

Отстоит ли Конституционный суд права пенсионеров?

Сегодня Конституционный суд огласит свое решение по запросу 115 депутатов Госдумы «О конституционности ряда положений нового пенсионного законодательства РФ». О причинах запроса нашему агентству рассказал депутат Госдумы, официальный представитель депутатов, подавших в КС этот запрос, член Бюро Федерального совета "ЯБЛОКА" Сергей Попов.

В июле 2003 года депутаты Государственной Думы направили в Конституционный суд (КС) запрос о конституционности ряда положений нового пенсионного законодательства РФ. Запрос инициирован депутатами фракции "ЯБЛОКО" Игорем Артемьевым и Сергеем Поповым, свои подписи под документом поставили еще 115 депутатов нижней палаты парламента, в основном из КПРФ, Агропромышленной группы, и ряд депутатов группы "Регионы России".

По мнению депутатов, не соответствуют Основному закону Российской Федерации следующие действующие положения Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации":

- «гарантированный государством размер пенсии»

Под понятие государственной пенсии, упоминаемой в статьях 7 и 39 Конституции, подпадает лишь базовая часть трудовой пенсии, поскольку выплата только этой части трудовой пенсии гарантируется государством согласно статьям 6, 14, 15, 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Эта, гарантированная средствами бюджета, часть трудовой пенсии не соответствует прожиточному минимуму и не способна обеспечить не только достойное существование пенсионера (статья 7 Конституции), но и в целом его право на жизнь (статья 20 Конституции). На сегодняшний день размер базовой части трудовой пенсии не достигает и 500 рублей, что втрое меньше прожиточного минимума для пенсионеров.

- «условия расчета, индексации и выплаты трудовых пенсий, ограничительные коэффициенты для определения их размера»

Эти условия и коэффициенты не соответствуют Конституции в виду дискриминации пенсионных прав значительного числа российских граждан. Вне зависимости от того, сколько и как человек трудился, верхний предел трудовой пенсии определен для него по состоянию на 1 января 2002 года в сумме 1504 рубля (без учета районных коэффициентов).

Так, работники, получавшие зарплату в 15 тыс. рублей и в 3 тыс. рублей, но имеющие одинаковый стаж, будут получать одинаковую пенсию. Человек, отработавший 20 лет сверх необходимого стажа и 40 лет сверх необходимого стажа, также уравнены в правах.

Необходимо отметить, что в России сейчас существуют два типа пенсий: для госслужащих и для всех остальных. Закон, регламентирующий размер пенсии госслужащих, по мнению "яблочников", полностью соответствует Конституции. Необходимо лишь устранение отмеченных дефектов законодательства, касающегося трудовых пенсий, приближение системы исчисления трудовых пенсий к системе исчисления государственных. Это, помимо прочего, приведет и к увеличению размера трудовых пенсий.

«отмену или умаление ранее установленные пенсионных прав граждан»

Например, теперь не засчитываются в трудовой стаж многие периоды, ранее в него включавшиеся: время обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, период проживания супруга-военнослужащего, проходящего службу по контракту в местностях, где супруг не мог трудиться по специальности, и т.д.

- Военная служба, служба в милиции, период получения пособия по временной нетрудоспособности или пособия по безработице, время пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела, нахождение в местах лишения свободы или ссылке реабилитированных граждан и ряд иных периодов теперь включаются в трудовой стаж при условии, "если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы…" (п. 2 ст. 11), тогда как ранее таких дополнительных условий не требовалось;

- Существенно ухудшены условия назначения и выплаты пенсий лицам, работавшим на Крайнем Севере и в местностях, приравненных к ним. Ухудшены условия назначения и выплаты пенсий также участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, многодетным матерям, лицам, работавшим в лепрозориях и противочумных учреждениях, работавшим во время Великой Отечественной войны, и ряду иных категорий граждан. Это результат того, что Федеральный закон изменил порядок подсчета специального стажа, льготное исчисление пенсионного стажа практически отменено полностью (п. 1 ст. 12). Статья 27 устанавливает более жесткие, чем прежде, условия назначения трудовой пенсии ранее достижения общего пенсионного возраста;

- Изменена концепция трудовых пенсий по инвалидности и т.д. В результате таких изменений десятки тысяч людей не получили и не получат пенсию, на которую они имели право и рассчитывали, строя свою трудовую биографию, выбирая место работы и профессию с учетом норм прежнего пенсионного законодательства. Практически обратную силу получает закон, вводящий новые обязанности для граждан (требующий, в частности, большего, чем ранее, трудового стажа для целого ряда категорий трудящихся), что противоречит статье 55 Конституции Российской Федерации.

Депутатский запрос вызван массовыми обращениями пенсионеров во фракцию "ЯБЛОКО", считающих, что их пенсионные права нарушены в связи с принятием нового пенсионного законодательства, которое начало действовать с января 2002 года. Депутаты, подписавшие запрос, назначили своим представителем по этому вопросу в КС С.Попова.

Оценить статью
(0)