ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
Европейская Комиссия доказывает России, что ратификация Киотского протокола ей выгодна

Европейская Комиссия доказывает России, что ратификация Киотского протокола ей выгодна

Европейская Комиссия доказывает России, что ратификация Киотского протокола ей выгодна

В условиях расширяющейся Европы, хотя этот процесс ввиду несговорчивости старых и новых членов Евросоюза идет довольно туго,  актуальность решения экологических проблем не ослабевает. Политика в области охраны окружающей среды считается одним из самых успешных направлений работы ЕС. И, как считает Маргот Вальстрем, член Европейской Комиссии, курирующая вопросы охраны окружающей среды, законодательство Европейского Союза позволило добиться значительных улучшений, таких, как более чистый воздух и более безопасная питьевая вода.

Экологическая стратегия Союза, по ее словам, сформулирована в 6-й программе действий в области охраны окружающей среды. Определены четыре приоритетные сферы: изменение климата; природа и биологическое разнообразие; экология, здоровье и качество жизни; природные ресурсы и отходы. В программе подчеркивается необходимость структурных изменений, особенно в энергетическом и транспортном секторах, указывается на необходимость приложения больших усилий в деле экономии энергии и эффективного ее использования. Также делается акцент на то, что необходимо привлекать деловые круги и граждан к тому, чтобы озабоченность состоянием окружающей среды интегрировалась с экономическим и социальным развитием.

В интервью журналу «Европа», печатному органу Евросоюза, М. Вальстрем рассказала об основных направлениях деятельности Европейской Комиссии в сфере экологии. По ее словам, Европейская Комиссия начала реализацию Европейской программы борьбы с изменением климата с целью наметить и предпринять в различных областях меры, направленные на то, чтобы ЕС смог выполнить обязательства, накладываемые Киотским протоколом, - снижение выбросов газов, вызывающих парниковый эффект, на 8 процентов к 2008-2012 годам. Ход выполнения программы показывает, что ЕС способен достичь этой цели и экономические затраты будут невелики. Европейская Комиссия выдвинула несколько предложений по внесению изменений в законодательство ЕС, относящееся к сфере этой программы. Один из самых значительных шагов в ее рамках сделан в масштабах всего Союза - создана схема торговли квотами на выбросы. Она охватывает почти половину всего объема выбросов углекислого газа. Эта схема начнет действовать в 2005 году и охватит почти 10 тысяч объектов промышленности. Она будет самой большой в мире.

Как известно, Европейский Союз уже потратил много сил, чтобы доказать, как важен Киотский протокол, но процесс ратификации застопорился. Какие шаги могут предпринять Брюссель и государства ЕС для достижения прорыва?

М. Вальстрем напомнила, что Киотский протокол ратифицировали уже 120 стран мира, и среди них ЕС, Канада и Япония. Это показывает, насколько важен принятый документ с точки зрения международного сообщества. Единственное значительное промышленное государство, отказавшееся это сделать, - США. Но даже там все громче слышны голоса: надо уделить больше внимания проблеме изменения климата. Когда Россия ратифицирует протокол, он вступит в силу. М. Вальстрем подчеркивает, что знает, насколько серьезно относится Россия к своей репутации международного партнера, а потому убеждена, что она подпишет этот документ.

          Откроет ли ратификация Киотского протокола перед Россией возможности зарабатывать большие деньги на торговле квотами? Какие правила существуют в этой сфере? Есть ли какой-либо первоочередной список, включающий страны, уже подписавшие протокол? Займет ли Россия в этом перечне последнее место? По мнению М. Вальстрем, когда Киотский протокол вступит в силу, любая страна, взявшая на себя обязательства стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008-2012 годах, сможет участвовать в механизмах, им предусмотренных.

Киотский протокол России очень выгоден, ведь она сможет продавать излишки квот другим индустриальным странам, его подписавшим. РФ может также пригласить эти страны принять участие в реализации российских проектов по снижению выбросов (так называемых проектах совместного осуществления), а образовавшиеся таким образом квоты опять продать. Совместное осуществление - отличная возможность для того, чтобы сделать российскую промышленность, в особенности ее энергетический сектор, более эффективным и менее экологически вредным. В то же время это может помочь промышленности и коммунальщикам использовать новые технологии, например, в отоплении зданий, считает эксперт.

«Количество денег, которое Россия сможет выручить на продаже квот, зависит от того, сколько она решит продать и какова будет в тот момент рыночная цена. На этом рынке Россия будет доминирующим продавцом, а потому получит возможность влиять на цену, например, сохраняя за собой часть квот на будущее. Кроме того, ЕС, Канада и Япония будут стремиться к приобретению квот у России. Таким образом, решение о том, как и в каких объемах получить выгоды от подписания Киотского протокола, в руках самой России», - отметила М. Вальстрем.

Комментируя мнение, высказываемое в российских дискуссиях: «ратифицировав Киотский протокол, Россия возьмет на себя обязательство сокращать выбросы, а средств у нее на это нет», член Еврокомиссии отметила, что Киотский протокол предусматривает для России скромные цели по уменьшению выбросов. Одна из причин - в признании, что снижение в ней выброса парниковых газов после 1990 года произошло в значительной степени из-за спада в промышленности и энергетике, приведшего к экономическим трудностям. Согласно оценкам российского правительства, сделанным в "Энергетической стратегии до 2020 года", РФ не достигнет уровня выбросов 1990 года ранее 2020 года. Если даже ВВП России удвоится за следующие 10 лет, то все равно страна сможет продавать значительные объемы квот. Киотский протокол охватывает лишь период с 2008 по 2012 год. Ратифицировав его, Россия не возьмет на себя обязательств по снижению выбросов парниковых газов за пределами 2012 года.

Опровергая тезис США о научной сомнительности тезисов, на которых основан Киотский протокол, М. Вальстрем отметила, что изменение климата - реальность, а то, что выбросы парниковых газов вносят вклад в глобальное потепление - твердо установленный факт. Минувшим летом на Европу накатилась невиданная волна жары, что вызвало 15 тысяч смертей во Франции, напомнила она. Если поднимется среднемировая температура, такие экстремальные погодные явления участятся. Уровень двуокиси углерода в атмосфере выше, чем когда бы то ни было за минувшие 420 тысяч лет. Многие ученые придерживаются точки зрения о том, что изменения климата - самая серьезная глобальная проблема, с которой сегодня сталкивается человечество.

Что же касается США, то они признают: изменение климата - серьезный вызов и на него надо отвечать. «Хотя Вашингтон и решил не ратифицировать Киотский протокол, но Рамочную конвенцию ООН по изменениям климата ратифицировал. США разделяют ее цели и поддерживают предложенные в ней шаги. Американские ученые и их исследования очень важны для определения масштабов этой угрозы. Мы пытаемся найти международно приемлемое решение проблемы изменения климата. Решение малозатратное и справедливо распределяющее тяготы между более богатыми и более бедными странами. Индустриальные государства несут особую ответственность за сокращение поступлений парниковых газов в атмосферу. На их долю приходится большая часть выбросов, и у них есть научные, технологические и экономические ресурсы, чтобы помочь развивающимся странам стать менее зависимыми от ископаемого топлива. Киотский протокол - первый шаг долгосрочного процесса, цели которого могут постоянно расширяться. Международное сотрудничество в рамках ООН - самый лучший ответ на изменения климата, и я знаю, что Россия всегда разделяла такой подход», – заключила эксперт.

 

Винсент Пикет, заместитель главы представительства Европейской Комиссии в Москве, уверен в том, что Россия от внедрения положений Киотского протокола получит неоспоримые выгоды. Он перечислил «Европе» возможные экологические последствия от изменения климата в России включают в себя:

Подъем уровня моря, от чего пострадают многие портовые города и военно-морские базы, расположенные на побережье.

Общее потепление повлияет на природные циклы рек и ручьев, которые впадают в Северный Ледовитый океан, что приведет к уменьшению выпадения осадков и серьезно снизит уровень сельскохозяйственного производства в западных районах России.

В результате таяния вечной мерзлоты инфраструктура окажется более подверженной эрозии, оползням и понижению уровня грунтовых вод.

Позитивное влияние Киотских договоренностей на экологические процессы заключается в том, что они стимулируют развитие энергосберегающих и эффективных технологий, ведущих к рациональному использованию и сохранению природных ресурсов. Это в свою очередь снижает уровень загрязнения окружающей среды, придает импульс использованию альтернативных и возобновляемых источников энергии и развитию лесного хозяйства и землепользования, обеспечивает более высокий уровень защиты здоровья населения, а также улучшает состояние флоры и фауны. Россия должна быть заинтересована в использовании гибкого механизма Киотского протокола для привлечения западных инвестиций в модернизацию своего топливно-энергетического сектора и внедрения новых эффективных технологий.

С экономической точки зрения, как считает Винсент Пикет, меры по выполнению Киотского протокола являются движущей силой для более эффективной экономики. Ратификация протокола позволила бы России получить выгоды от торговли разрешениями на выбросы между различными государствами, так как страны - члены ЕС смогут купить определенный объем квот у российского правительства, уверен представитель Еврокомиссии. Российские предприятия также смогут получить выгоды от торговли выбросами при организации общенациональной системы, привязанной к схеме торговли разрешениями на выбросы, действующей в ЕС.

          «Евросоюз разрабатывает широкий спектр мер для обеспечения выполнения своих обязательств, принятых согласно Киотскому протоколу, которые относятся к эффективности использования энергии, ее возобновляемым источникам, промышленным газам, транспорту и общей для государств-членов ЕС схеме торговли выбросами, что поможет с наименьшими затратами снизить уровень загрязнения окружающей среды. Меры по сокращению загрязнения окружающей среды в России повысят экономическую эффективность и предоставят широкие возможности тем субъектам хозяйственной деятельности, которые будут инвестировать средства в развитие технологий, менее зависящих от углеродного топлива - в особенности это коснется предприятий-пионеров. Инвестиции в совместные проекты приведут к внедрению в России современных экологически чистых технологий. Укрепление сотрудничества между ЕС и Россией в этой области - в наших общих интересах», - уверен Винсент Пикет.

После ратификации Киотского протокола ЕС видит ряд направлений экономического сотрудничества по его внедрению. Киотский протокол предусматривает использование следующих гибких механизмов, в рамках которых Россия сможет сотрудничать с ЕС:

Совместные проекты по внедрению технологий, обеспечивающих сокращение выбросов парникового газа в рамках партнерства между развитыми странами.

Механизм более чистого развития - проекты по снижению выбросов в развивающихся странах. Партнерство между развитыми и развивающимися странами.

Торговля разрешениями на выброс парникового газа.

Что касается торговли выбросами: ожидаемое ежегодное превышение над установленными объемами выбросов парникового газа (реальный спрос на торговлю выбросами) в 2008-2012 годах оценивается приблизительно в 150 миллионов тонн углекислого газа для государств - членов ЕС и около 350 миллионов тонн для Японии, Канады, Норвегии и ряда других стран. Наиболее вероятно, что реальный спрос на торговлю выбросами в первом бюджетном периоде не превысит 400 миллионов тонн.

Россия сможет удовлетворить этот спрос, уверен представитель Еврокомиссии. В среднем ежегодная разница между выбросами в России и ее обязательствами составит 600 миллионов тонн углекислого газа. Чем скорее Россия разработает свою общенациональную схему торговли выбросами, тем больше шансов, что эту схему можно будет привязать к схеме, используемой в ЕС, так что предприятия смогут получать от нее выгоду.

Кроме того, донорские организации ЕС выделили значительные суммы (около 11 миллионов евро) для оказания технической помощи России в разработке необходимых организационных и технических мер, для обеспечения участия Российской Федерации в имплементации механизмов и целей Киотского протокола, подчеркнул Винсент Пикет.

«Я упомянул экологические выгоды от выполнения Киотского протокола в России, перечислил и экономические выгоды. Надеюсь, вы согласитесь, что эти выгоды очевидны и неоспоримы. Однако кроме них следует упомянуть и политические выгоды или точнее - политический императив ратификации Киотского протокола Россией. Я говорю так потому, что в свете Марракешских соглашений ЕС продемонстрировал значительную гибкость, идя навстречу пожеланиям ряда государств, в частности России, относительно осуществления договоренностей, достигнутых в Киото. Теперь ЕС вправе ожидать подобных ответных шагов России.

Россия и Европейский Союз расположены на одном континенте - в Европе. В ожидании расширения ЕС в 2004 году мы говорим о новой добрососедской политике и будем задумываться об укреплении нашего сотрудничества. Немыслимо, чтобы взаимодействие в области защиты окружающей среды не было включено в рамки нашего усиливающегося диалога, что могло бы случиться, если Россия не ратифицирует протокол. Тогда этот диалог получится ограниченным. Киотский протокол - международный инструмент, который станет основой формирования новой международной политики в области решения глобальных экологических проблем. Россия и ЕС должны вместе участвовать в их решении», - заключил Винсент Пикет.

 

Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту