Грозит ли России загрязнение плутонием?

Грозит ли России загрязнение плутонием?

Грозит ли России загрязнение плутонием?

         Как стало известно группе «Экозащита!», в США откладываются сроки строительства завода по производству МОКС-топлива в рамках
российско-американского соглашения о разоружении и утилизации 68 тонн оружейного плутония, подписанного в сентябре 2000 года. Вместе с этим в России пока вообще нет средств на строительство аналогичного завода, который Минатом планирует строить около Томска. Одним из условий межправительственного соглашения является то, что действия по утилизации плутония должны проводиться в обеих странах одним и тем же образом.

Ранее было решено, что плутоний будет использован для производства ядерного топлива (т.н. МОКС-топливо) несмотря на то, что экологи обеих стран называют этот путь утилизации плутония наиболее опасным и экономически невыгодным. Стоимость плутониевой программы в США - около 4,6 млрд. долл., в России - 2,7 млрд. долл.

Основным препятствием прогресса в процессе утилизации плутония является вопрос ответственности за возможный ущерб. В США подряд на строительство завода получил консорциум компаний Duke Power, Stone and Webster Cogema. Эти же компании будут помогать строить завод в Томске.

Американская сторона требует, чтобы компании, участвующие в строительстве в России, были освобождены от любой ответственности, например в случае ядерной аварии во время работы плутониевого завода. Российская сторона отказывается от этих условий. Более того, при строительстве американского завода консорциум предлагает организовать мониторинг радиоактивных выбросов не ближе 8 км от завода. По всей видимости, в России будет выдвинуто аналогичное предложение, что в будущем может помочь скрыть реальные масштабы плутониевого загрязнения.

Еще одной проблемой является отсутствие у России средств на строительство завода в Томске. По последним данным Департамента Энергетики США, стоимость российской плутониевой программы равняется примерно $2,7 млрд. и в будущем может вырасти. США обратились к странам Большой Восьмерки (G-8) с просьбой о финансовой помощи, однако на данный момент удалось «собрать» лишь около $800 млн. Более того, некоторые страны, как, например, Великобритания, отказываются выделять уже обещанные средства до того момента, пока не будет решен вопрос об ответственности за ущерб.

С экологической точки зрения, утилизация плутония в виде МОКС-топлива чревата серьезными последствиями. При аварии на реакторе, загруженном плутониевым топливом, уровень радиоактивного загрязнения будет вдвое выше по сравнению с аналогичной аварией на реакторе, загруженном «обыкновенным» урановым топливом. Более того, МОКС-программа приведет к большому количеству транспортировок материалов, включающих в себя оружейный плутоний. Во время этих перевозок крайне затруднительно обеспечить высокий уровень безопасности, что породит угрозу террористических актов и краж этого опаснейшего материала.

Также, во время транспортировок существует серьезная опасность аварии с последующим загрязнением железных дорог и окружающей среды. Плутониевая программа не оправдает себя экономически до тех пор, пока цена на уран не возрастет примерно в 400 раз, что вряд ли возможно в течение ближайших пяти лет.

«Утилизация плутония в старых российских реакторах чревата серьезными экологическими последствиями, плутониевым загрязнением и угрозой ядерного распространения. Необходимо отказаться от идеи МОКС-топлива и пойти по пути иммобилизации плутония - смешивания с жидким стеклом и радиоактивными отходами с последующим захоронением», - заявил Владимир Сливяк, сопредседатель группы «Экозащита!», ведущей кампанию против плутониевого топлива с 1998 года. «Поэтому естественно, что в России и США программа по использованию МОКСа встречает сопротивление общественности, которое приводит к задержке утилизации и трудностям в поиске средств».

 

Оценить статью
(0)