План приднестровского урегулирования дал сбой

План приднестровского урегулирования дал сбой

План приднестровского урегулирования дал сбой

Кишинев наконец-то выдвинул свои предложения по урегулированию приднестровской проблемы, в основу которых заложен принцип создания асимметричной федерации при сохранении и укреплении суверенитета и территориальной целостности страны. Примечательно, что именно такой подход в решении проблемы был предложен российской стороной в ноябре прошлого года. Однако тогда президент Владимир Воронин отказался подписать парафированный им Меморандум об основных принципах государственного устройства объединенного государства, сославшись на массовые протесты националистической оппозиции, не приемлющей идею федерализации Молдавии.

В то же время многие эксперты считают, что Воронин отверг российский план, в первую очередь, из-за отсутствия "консенсуса" у стран ОБСЕ. А некоторые даже осмелились предположить, что за отступничество Запад заплатил руководству Молдавии живыми деньгами, а точнее кредитами. В результате неподписания Меморандума переговоры по урегулированию приднестровского конфликта в очередной раз зашли в тупик. Тогда Воронин заявил о намерении представить свой план по преодолению конфликта на Днестре, учитывая рекомендации стран-гарантов - России, Украины и ОБСЕ. Долго ждали так называемого "молдавского" плана и наконец-то свершились чудо.
Как пишет «ГазетаСНГ» , на этой неделе министр реинтеграции Молдавии Василий Шова передал представителям государств-гарантов и посредников от России, Украины и ОБСЕ предложения молдавской стороны по урегулированию приднестровского конфликта. В документе, который был передан главе миссии ОБСЕ Уильяму Хиллу, послу России в Молдавии Юрию Зубакову и послу Украины в Кишиневе Петру Чалому, в частности, говорится, что "воссоединенная Республика Молдова является территориально целостным федеративным, демократическим, правовым государством". Форма государственного правления – республика. В состав федеративного государства входят субъекты – особые территориальные федеральные образования. Таковым должно стать Приднестровье, которое вправе иметь собственную конституцию, правительство и законодательство в соответствии с Конституцией федеративного государства. Приднестровью будут предоставлены многосторонние гарантии со стороны России, Украины и ОБСЕ. Субъекту будет предоставлена возможность выйти из состава федерации в случае присоединения Молдавии к другому государству или в связи с полной утратой федеративным государством международной правосубъектности. Возможный выход Приднестровья из состава федерации осуществляется на основании решения, принятом на всенародном референдуме ПМР.

Согласно новому проекту, на территории федерации полномочия законодательной, исполнительной и судебной властей осуществляются, соответственно, федеральным парламентом, федеральным президентом, федеральным правительством и федеральными судами. Парламент федеративного государства состоит из двух палат: верхней и нижней (названия этих палат определяется Конституцией Федеративного Государства). Избрание депутатов верхней и нижней палат осуществляется в соответствии с законом на основе равного и прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании. Избрание президента федеративного государства возможно или путем всенародного голосования, или на совместном заседании обеих палат парламента. Президент может быть отстранен на основании Конституции федеративного государства. Президент вносит на утверждение федерального парламента кандидатуры на должности в органы власти и управления федеративного государства, а также предложения по структуре федерального правительства.

Отмечается, что на территории федерации не допускается установление внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных барьеров, препятствующих свободному перемещению людей, товаров, услуг и финансовых средств. Определено, что споры, возникающие в связи с осуществлением полномочий федерального субъекта, которые не могут быть разрешены иным путем, должны решаться федеральным Конституционным судом. В соответствии с документом, "в федеративном государстве существует единая валюта, денежная эмиссия осуществляется исключительно Национальным банком федеративного государства". И лишь с его согласия банкноты и монеты, имеющие особый рисунок, могут выпускаться подчиненным филиалом государственного банка Приднестровья. Установлено, что законы и иные нормативные правовые акты Приднестровья не должны противоречить законам федеративного государства. А в случае такого противоречия действует закон федеративного государства.
Международно-правовые гарантии предусматривают, что все подписанные договоренности в результате переговорного процесса по приднестровскому урегулированию регистрируются в ОБСЕ и депонируются в странах-гарантах – Российской Федерации и Украине, сообщает агентство "Интерлик". Военные гарантии включают в себя военно-гарантийное обеспечение условий соблюдения и выполнения итоговых договоренностей. Для их осуществления потребуется соответствующий международный воинский контингент и международные невооруженные наблюдатели. При этом, "должна учитываться роль ОБСЕ как международной организации, которая может взять под свою эгиду такое военно-гарантийное обеспечение". Также "должна учитываться готовность Российской Федерации и Украины, как признанных стран-гарантов, принять участие в военно-гарантийном обеспечении итогов приднестровского урегулирования".

Вышеперечисленные предложения, как планирует молдавская сторона, могли бы стать основой при разработке проекта новой Конституции реинтегрированного государства. Планируется, что предложения Кишинева и Тирасполя будут рассмотрены на встрече посредников по урегулированию приднестровского конфликта, намеченной на 24-25 февраля.

Молдавская сторона рассчитывает, что результатом переговоров посредников станет возобновление процесса переговоров в пятистороннем формате. Однако несмотря на то, что власти Приднестровья заявили о готовности продолжить конструктивный диалог с официальным Кишиневом, не факт, что руководство ПМР примет предложения Молдавии. Не исключено, что в итоге переговоры по урегулированию приднестровского конфликта в очередной раз зайдут в тупик.

Оценить статью
(0)