На пост председателя правительства президент предложил кандидатуру постоянного представителя России при Евросоюзе Михаила Фрадкова. До назначения полпредом в ЕС Михаил Фрадков трудился сначала (1997-1998 гг.) министром торговли, затем (1998-1999 гг.) возглавлял АО "Ингосстрах", затем (1999-2000) был министром торговли России и с 18 мая 2000 г. освобожден от занимаемой должности. С 31 мая 2000 г. по 28 марта 2001 г. – работал первым заместителем секретаря Совета безопасности РФ (2002–2001), с марта 2001 года до марта 2003 г. - директором Федеральной службы налоговой полиции, и с марта 2003 г. - постоянным представителем России при Евросоюзе.
Два года службы в налоговой полиции – самая специфическая характеристика кандидата. В то же время, многие наблюдатели расценили назначение как техническое, которое продлится до выборов или чуть позже. Затем, по их оценкам, будет названа новая кандидатура.
Чем запомнился кандидат на премьерский пост по прежним местам службы?
Представители крупного бизнеса могут напомнить, что в 2001 году Михаил Фрадков, как глава ФНСП, был инициатором поправки в Уголовный кодекс, отменяющей нормы Уголовного кодекса о «деятельном раскаянии», по которой лицо, впервые совершившее налоговое преступление и полностью возместившее сумму неуплаченных налогов, пеней и штрафов, освобождается от уголовного наказания. Поправка была принята в ноябре 2003 г., в разгар дела против ЮКОСа. Согласно ей, "деятельное раскаяние" сохраняется в случае мелких налоговых нарушений, но отменяется, если речь идет о "неуплате налогов с организаций в особо крупном размере, совершенной группой лиц".
Имеет свои счеты к Фрадкову и Украина. В ноябре 2003 года она обвинила представителя России при Европейском Союзе Михаила Фрадкова в том, что он передал Еврокомиссии не соответствующую действительности информацию о том, что РФ ежегодно за пользование Керченским проливом платит Украине 200 млн. долларов. На самом же деле, как заявили в украинском МИД, за предоставление лоцманских, канальных и других услуг в 2002 году Россия заплатила Керченскому морскому порту около 1 млн. американских долларов, а в 2003 году - 970 тыс. долларов.
И, наконец, отношения России с Евросоюзом в последнее время резко ухудшились. Чего стоит одно принятое на прошлой неделе Европарламентом коммюнике, в котором Евросоюзу рекомендовано пересмотреть свои отношения с Россией и ужесточить политику по отношению к нашей стране. Заявления о намерении объявить России торговую войну последовали после отказа России распространить на страны, вступающие в союз, договоренности, существующие в нынешнем соглашении с ЕС.
Как еще в декабре прошлого года М.Фрадков заявлял, что значительная доля остроты вокруг этой проблемы нагнетается из-за непонимания российской позиции, "необоснованных попыток представить дело так, что мы, дескать, собираемся шантажировать ЕС", и подчеркивал, что «время до 1 мая у нас еще есть». Однако сегодня март, а воз и ныне там.