«Россия - Евросоюз: на пороге «торговой войны»?» - пресс-конференцию с таким названием провел 2 марта в Москве председатель президиума, научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Прежде всего, он отметил, что Европа сегодня - не просто важнейший торговый партнер России, которым она остается, несмотря на сокращение товарооборота (с более чем 82 млрд. евро в 2001 году до менее чем 78 в 2002 и 42 млрд. евро за первые 8 месяцев минувшего года).
Касаясь проблем в отношениях России и Евросоюза, эксперт отметил, что на прошлой неделе они достигли своего апогея. «23 февраля министры иностранных дел Евросоюза фактически выдвинули России ультиматум, впервые за всю историю отношений пригрозив введением экономических санкций. Камнем преткновения стали отношения России с новыми членами Евросоюза. Со старыми членами мы - со всеми вместе и с каждым в отдельности - в 1994 году подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое из-за чеченской войны вступило в силу лишь в 1997 году. С согласия России режим этого Соглашения распространился и на присоединившиеся к Евросоюзу Австрию, Швецию и Финляндию», - подчеркнул он.
Также М.Делягин обратил внимание на то, что отношения России с каждой из стран, вступающих в ЕС с 1 мая 2004 года, имеют свою специфику. По его словам, желание нашей страны заключать Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с каждым новым членом отдельно вполне естественно – так же, как это было и со старыми, и отсрочить введение наиболее болезненных мер, связанных с ограничением российского экспорта.
«Евросоюз же в категорической форме требует прямо противоположного - одобрения Россией «без всяких предварительных условий» всех положений Соглашения о партнерстве и сотрудничестве применительно ко всем новым членам Евросоюза. Ведь, если этого не произойдет, разделение членов новой Европы на развитых «старых» и относительно неразвитых «новых» будет не только реальным, но и формальным.
Так, как изначально Соглашение о партнерстве и сотрудничестве заключалось с отдельными членами Евросоюза, а не с ним как целым, Россия имеет формальное право настаивать на сохранении этого порядка», - отметил эксперт.
В то же время М.Делягин подчеркнул, что Евросоюз имеет силу - как экономическую, так и политическую. Даже только экономические санкции, которыми также Евросоюз угрожает России, могут быть достаточно серьезными – от ограничения экспорта несырьевых товаров, сокращения совместных проектов и программ поддержки инвестиций до кампаний по «борьбе с «грязными деньгами» и усложнения процедур выдачи виз. Также, по словам эксперта, новым членом Евросоюза, наряду со странами Прибалтики и Восточной Европы, становится Кипр, через финансовые потоки которого можно держать за горло значительную часть российской элиты, а тем самым - и всю российскую политическую жизнь.
«В результате политики систематического отказа от влияния в мире, достигшей апогея в последние годы, Россия слаба. В нынешнем состоянии мы не можем позволить себе роскошь конфронтаций, тем более с Евросоюзом. Мы должны уметь договариваться, влиять и лоббировать. Пора осознать, что европейцы нам не друзья, а такие же конкуренты, как и все остальные, и нет ничего смешнее сентиментального ожидания от них добровольного учета наших интересов. Мы должны восполнить свою слабость умом, умением и эффективностью, потому что, по крайней мере, до 2008 года нам будет нечем ее восполнять, кроме этих качеств», - заявил М.Делягин.
Далее он обратил внимание на то, что неэффективность евробюрократии качественно повышает возможности лоббирования российских интересов в Брюсселе. Хотя механизмы принятия решений сложны и запутанны, но они запутанны для всех, и тот, кто сумеет влиять на них, сможет превратить евробюрократию в эффективный инструмент проведения своей политики.
«Россия обязана не «жевать сопли», по крылатому выражению ее будущего президента, и не погружаться в мазохистское смакование детских обид, но полностью использовать все имеющиеся возможности, в том числе и возможности европейского лоббирования, - подчеркнул эксперт.
В заключение М.Делягин отметил, что нам по силам стать интеллектуальными и эмоциональными лидерами ЕС, даже не входя в него. Пока же это не произошло, систематическое влияние осуществляется в другую сторону. В назначении М.Фрадкова (полномочного представителя России при ЕС в ранге федерального министра, спецпредставителя президента РФ по вопросам развития отношений с ЕС), вероятно, значительную роль сыграла необходимость умиротворения Евросоюза.