Грозит ли России очередная эпидемия?

Грозит ли России очередная эпидемия?

В конце прошлой недели главный санитарный врач России Геннадий Онищенко вновь призвал к бдительности, которая, по его словам, необходима, чтобы предотвратить проникновение в страну мяса птицы, зараженной куриным гриппом. Мониторинг заболеваемости птиц проводится сегодня в России на всех птицефабриках, подтвердил Г.Онищенко, однако есть еще перелетные птицы, которые, согласно гипотезе, также могут переносить заболевание.

Экономический ущерб от распространения «птичьего гриппа» в совокупности с «коровьим бешенством» сократит мировой экспорт мяса на треть ($10 млрд.). И, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (FAO), негативные последствия эпидемий заболеваний животных отразятся на 12 странах мира, в которых с начала декабря прошлого года уже было уничтожено 100 млн. домашних птиц.

Сможет ли Россия надежно защитить права своих потребителей? По мнению многих экспертов, нет, будь то выявление опасных вирусов или препятствование проникновению на рынок генетически модифицированных продуктов.

Например, согласно данным тестирования продуктов питания на содержание в них генетически модифицированных источников, обнародованных представителями «Гринпис» в конце января, трансгены были обнаружены в 40% исследованных продуктов, которые продавались в различных торговых точках Москвы. Это были мясные, рыбные, кондитерские изделия и детское питание, которые могли содержать соевый белок.

Где гарантия, что все российские проверяющие инстанции не допустят до торговых точек продукцию, зараженную «куриным гриппом»? О борьбе с перелетными птицами и говорить не приходится.

Комиссар Европейского союза по здравоохранению и защите прав потребителей Дэвид Берн также призвал к активизации усилий по борьбе с так называемым "птичьим гриппом", заявив, что "покончить с этой болезнью означает защитить не только животных и птиц, но и здоровье людей". Однако сравнение европейского и российского опыта по защите потребителей почему-то внушает доверие к Европе.

Эксперты утверждают, что сами европейские производители продовольствия работают в очень жестких рамках требований к качеству их изделий, расходуют большие деньги на поддержание всех показателей на максимальном уровне, вкладывают средства в научные разработки, что не может не сказаться на конечной цене товара. И потому вправе требовать, чтобы их внутренний рынок был защищен от посягательств конкурентов, готовых пожертвовать чем угодно для поддержания низкой цены.

Как выглядит европейский контроль за качеством, рассказывает журнал «Европа» на примере одного из крупнейших германских производителей детского питания - компании "Хумана". Вся продукция этого направления производится на единственном предприятии, расположенном в городе Херфорде (земля Северный Рейн - Вестфалия). Таким образом, осуществляется постоянный контроль на всех этапах - от закупки сырья до конечного продукта. Более того, постоянно проверяется даже качество кормов, которые получают коровы, дающие молоко для детского питания. Все закупки фирма делает только в 4,5 тысячи сертифицированных фермерских хозяйств, где производство ведется с соблюдением жестких экологических требований, принятых в странах ЕС.

На самом производстве пробы, в которых контролируются все необходимые показатели, берутся при изготовлении любой партии детского питания каждый час. Это, по мнению экспертов, позволяет быть уверенными, что все требования технологии и процентный состав смеси соблюдается с той же тщательностью, что и на фармацевтическом предприятии.

Вообще, контролем за качеством продукции на предприятии в Херфорде занимаются в 4 раза больше сотрудников, чем работают в основном производственном цикле. Разумеется, ни в одном из видов детского питания не используются генетически измененные продукты. Продукция этого предприятия вывозится в десятки стран, где она прошла все необходимые проверки для допуска на национальные рынки.

На всех предприятиях молочной отрасли в ФРГ действуют строгие правила, разработанные Германским институтом нормирования, а процесс лицензирования проводится Германским обществом сертификации систем управления качеством. Причем речь идет не о допуске отдельных продуктов или групп изделий: вся деятельность в этой сфере анализируется системно. О том, во что обходится производителям молока поддержание высокой репутации марки "Сделано в Германии", говорит такой факт: в среднем по отрасли каждое предприятие расходует на эти цели 1 миллион евро в год.

За качеством продовольственных продуктов в ФРГ придирчиво следят государственные органы. И правила здесь одни для всех: будь то крупный производитель шоколада "Саротти", пивовар "Шультхайс", кондитер "Бальзен" или мороженщик "Лангнезе". Контролеры регулярно посещают все предприятия и берут пробу да не одну, а сразу две. Первая идет на анализ, вторая опечатывается и остается на предприятии - как эталон для сравнения. В некоторых случаях, например при появлении жалоб от потребителей, может быть проведен тотальный контроль всего предприятия.

Продукция, произведенная в странах Европейского Союза, при отправке на экспорт также не минует таможенного контроля. И если к ее качеству когда-либо предъявлялись претензии, то у нее не будет шансов легально выбраться за пределы Союза. Ведь система оповещения об опасных товарах (RAPEX) действует в единой Европе безотказно: Европейская Комиссия получает от 2 до 4 тревожных сообщений в неделю и принимает надлежащие меры. А то, что не годится для внутреннего рынка ЕС, и на экспорт не пойдет.

 

Оценить статью
(0)