ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
Куда улетает душа после смерти человека?

Куда улетает душа после смерти человека?

Согласно древнему преданию, первые три дня душа новопреставленного находится поблизости от покинутого ею тела — то сизым голубем кружит над домом, то маленькой звездочкой дрожит в ночном небе, то белой бабочкой стучится в окно.

До девятого дня, когда уже и тело погребено, душа покойника все еще на земле — посещает памятные места прошедшей жизни. Еще тридцать дней она проходит воздушные мытарства, а на сороковой день водворяется в заслуженном ею месте…

Есть у особо отмечаемых третьего, девятого и сорокового дня и другие объяснения. Например, такое (традиционное церковное): Третины совершаются в честь того, что усопший веровал в Бога-Троицу, девятины — дабы испросить помощи девяти ангельских чинов, сороковины — в память о сорокадневном оплакивании Моисея и в честь Вознесения Христова (имевшего место на сороковой день после Пасхи).

По версии же Макария Египетского (почерпнутой из его жития): три первых дня душа проходит мытарства, с третьего по девятый — ангелы носят ее по памятным местам на земле, с девятого по сороковой — демонстрируют ей небесные обители, блаженство праведников и муки грешников. А на сороковой день определяется ее местопребывание до Второго пришествия и Страшного суда.

Существуют и другие версии, но, так или иначе, именно на третий, девятый и сороковой день служатся сугубые панихиды и совершаются поминальные трапезы, на которых покойнику как живому ставится тарелка и наливается стакан.

Еженедельное поминовение усопших совершается по субботам (день, в который "Бог почил от трудов своих"). Некоторые из них называются “Родительскими” и “Вселенскими”. В эти дни служится Великая Панихида и освещается специальная жертвенная еда, которая частью остается в церкви, частью относится на могилы родных и близких...

Душа — в представлении славян — частица божественного огня, сообщающая крови — жар, а телу — тепло.

Недаром свойства человеческой души мы описываем в огненных терминах ("теплый", "пылкий, "горячий"). Об умирающем говорят: "Угасает". Слова "смерть" и "мрак" — однокоренные. А в слове "кресало" (огниво, источник огня) тот же корень, что и в слове "воскресать". Таким образом, смерть — это всего лишь возвращение Небесного огня (данного крошечному тельцу при рождении) в Горние обители. Недаром смерть праведников часто сопровождается видением огненного столпа от земли до неба.

В то же время у славян существовало представление о душе, как о дыхании Божества (в Библии душу в человека Бог именно "вдохнул"). Само слово "душа" (равно как и "дух") означает "ветерок", "легкое движение воздуха". Считалось, что душа покидает человека с последним вздохом (говорили, что человек "издыхает"). Потому и свойства человеческого темперамента ("буйный", "порывистый", "тихий") те же, что и у ветра.

Считалось также, что человеческую душу символизируют ясные звезды и легкокрылые птицы. Падающую звезду считали душой умершего человека, пишут Vlasti.net. В Тверской губернии девушка-сирота просила отцовского благословения на брак следующим обрядовым заговором: "Восстань, кормилец-батюшко, распечатай свои уста сахарныя, попроси у Бога златы крылышки, да прилети на свадебку-то, благослови". Другой замечательный "птичий" обряд: "крещение кукушки". Пролетающей мимо птахе необходимо прокричать что есть сил: "Крещаю тебя, Иван да Марья, во имя Отца и Сына и Святаго Духа!" Считалось, что кукушки — это души младенцев, умерших некрещенными. Считалось, что если за семь лет малыша никто не "покрестит", он превратится в русалку. В современном городе следы этого древнего обычая можно усмотреть в традиционном поминальном кормлении птиц на могилах, а также в ритуальном кормлении голубей на городских площадях…

Вообще, к поминовению усопших на Руси всегда относились очень серьезно, и все-таки, смерть, сама по себе, крещенного русского человека не пугала. В старину говорили: "Жизнь — сказка, смерть — развязка, гроб — коляска покойна-нетряска, садись да катись!"

Имея перед глазами образ ежегодно умирающей и воскресающей природы, народ-пахарь в смерть, как абсолютный конец, не верил. Полагаемое до поры до времени в гостеприимную утробу Матери-Сырой-Земли бездыханное тело — это еще не весь человек. Над вечно живой человеческой душой смерть не властна. "Человек рождается на смерть, а умирает на жизнь", — говаривали в былые времена русские люди.
 

 

Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту