Обстановка в Катаре обостряется

Обстановка в Катаре обостряется

Обстановка в Катаре обостряется

Итак, катарские власти обвиняют задержанных россиян в причастности к убийству экс-президента Ичкерии Зелимхана Яндарбиева в Дохе. Напомним, что Яндарбиев был тяжело ранен в результате взрыва в пятницу, 13 февраля. Он был доставлен в больницу, где скончался через некоторое время. Кроме него погибли двое его телохранителей, находившихся во взорвавшейся машине. Тяжело пострадал и сын Яндарбиева, 13-летний Дауд. Катарский телеканал «Al-Jazeera» сообщил, что Зелимхан Яндарбиев закончил молиться в одной из мечетей Дохи, сел в автомобиль и успел проехать около 300 метров, прежде чем прогремел взрыв.

Как известно, Яндарбиев проживал в Катаре около трех лет. Россия требовала от катарских властей выдачи чеченского лидера, которого подозревали в связях с «Аль-Каидой», а также в организации нападения чеченских боевиков на Дагестан в 1999 году. В 2001 году Зелимхан Яндарбиев был объявлен в международный розыск по линии Интерпола. После гибели Яндарбиева его помощник Ибрагим Габи обвинил в убийстве своего шефа российские власти.

В ночь на 19 февраля правоохранительные органы Катара по подозрению в убийстве З.Яндарбиева задержали трех россиян. Теперь уже бывший глава МИД РФ Игорь Иванов, как известно, тогда заявил, что задержанные российские граждане, находившиеся в командировке в посольстве России, являются сотрудниками спецслужб и выполняли задачи информационно-аналитического характера, связанные с противодействием международному терроризму. К покушению на З.Яндарбиева они никакого отношения не имели. В ответ на это власти Катара освободили одного из задержанных, обладавшего дипломатическим иммунитетом. Двум россиянам 26 февраля было предъявлено обвинение в убийстве З.Яндарбиева.

В настоящий момент не вызывает сомнения то, что скандал с арестом в Катаре двух сотрудников российских спецслужб по обвинению в убийстве Яндарбиева станет первым серьезным испытанием для нового главы российского МИДа Сергея Лаврова, который вынужден разгребать кашу, не им заваренную. Как в этой связи отмечает «MIGnews», не МИД принимал решение о том, чтобы «прикомандировать» к российской дипмиссии в Катаре сотрудников спецслужб для «выполнения задач, связанных с противодействием международному терроризму», и вряд ли МИД был поставлен в известность, когда ФСБ усугубила и без того тяжелое положение задержанных разведчиков, проведя невнятную операцию по задержанию в московском аэропорту катарских спортсменов.

Дутые обвинения спортсменов в причастности к теракту в московском метро и слухи о том, что их обменяют на чекистов, закончились тем, что 23 марта они были вообще освобождены. Одной из причин усугубления ситуации, как отмечается, стал тот факт, что в Катаре крайне трепетно относятся к спорту и спортсменам, и особенно к олимпийским перспективам своих атлетов. Арест же Ибаба Ахмедова фактически поставил крест на его олимпийских перспективах – а значит, нанес удар по международному престижу всего Катара.

Накануне состоялся телефонный разговор президента РФ Владимира Путина с эмиром Государства Катар шейхом Хамадом бен Халифой Аль Тани, и, как сообщила пресс-служба президента России, руководители двух стран высказались за дальнейшее развитие российско-катарских отношений, а также обменялись мнениями о ситуации на Ближнем Востоке и в зоне Персидского залива.

Тем временем 24 марта Катар объявил первого секретаря посольства России в Катаре персоной нон грата, сообщило агентство Франс Пресс со ссылкой на официального представителя Катара. Российскому дипломату предложено покинуть страну в 24 часа.

«Я ожидал чего-то в этом роде. Но ничего официального пока в посольстве не получено», - сказал посол РФ в Катаре Виктор Кудрявцев, слова которого цитирует агентство. По словам посла, российский дипломат покинет страну, если таково решение властей Катара. Официальный представитель властей Катара заявил, что россиянина, которому предложено покинуть пределы страны, зовут Александр Витисов.

Тем временем для защиты россиян МИД нанял сотрудников адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», а также привлек к участию в этом деле представителей британской и двух американских фирм. Также был найден катарский адвокат (по законам этой страны, только катарские адвокаты могут представлять интересы обвиняемых, иностранные же специалисты имеют право лишь выступать консультантами). Особые надежды возлагаются на американских юристов (среди которых – бывший генеральный прокурор США Дик Торнбург), так как позиции Соединенных Штатов в Катаре весьма и весьма сильны.

«MIGnews» цитирует достаточно жесткое высказывание на этот счет главы Министерства обороны России Сергея Иванова. По его словам, российское государство «будет использовать все рычаги, чтобы добиться освобождения незаконно удерживаемых в Катаре российских граждан».

Что на самом деле происходит с делом арестованных в Катаре российских граждан, можно только гадать. Достоверно известно лишь, что срок их содержания под стражей продлен на месяц. В этой связи «Тimes» предрекает Москве «дипломатический кризис» и намекает, что бомба, которая убила Яндарбиева, могла пересечь границу «в дипломатическом багаже». С другой стороны, появилась информация о том, что к арестованным россиянам якобы применяются пытки, о чем они вроде бы сообщили российскому консулу. Информационный вакуум, в который погружено дело российских разведчиков, скорее всего, свидетельствует, что ставка делается на теневую дипломатию. Возможно – с участием США.

После ареста катарских спортсменов на сайте «Чечен-пресс» было опубликовано заявление одного из лидеров чеченских сепаратистов Ахмеда Закаева в связи с задержанием в Москве двух катарских спортсменов. Закаев, в частности, говорит: «Захват в заложники катарских спортсменов российскими спецслужбами с целью обмена на убийц экс-президента ЧРИ Зелимхана Яндарбиева является точкой, закрывающей дискуссии о характере режима Путина. Перед нами классический случай бандитских приемов и прямого шантажа по отношению к властям суверенного государства, проводящего законное расследование террористической акции, совершенной агентами иностранной спецслужбы на его территории». При этом, выступая от лица «правительства Ичкерии», Закаев сказал: «Мы надеемся, что власти Катара не поддадутся на грубый и циничный шантаж Кремля и доведут расследование террористической акции, совершенной на территории этой страны против Зелимхана Яндарбиева, до логического конца. В противном случае Катар рискует потерять свой авторитет не только в глазах чеченского народа, сражающегося с российскими захватчиками, но и всего мира».

На вопрос о том, что грозит россиянам, задержанным в Катаре по подозрению в убийстве Зелимхана Яндарбиева, пытается ответить газета «Известия». Как заявил изданию один из лучших специалистов в исламском праве доктор Мухамед Альрошд, защита россиян будет делом довольно трудным. «В исламском мире принят закон «око за око», - рассказал Мухамед Альрошд, - то есть за умышленное убийство положена смерть. А если это еще сопряжено с актом терроризма, то перед казнью осужденным отрубают руку и противоположную ногу. В странах Залива такое суровое наказание кроме убийства и терроризма предусмотрено за наркотики.

Процессы обычно проходят недолго, но в случае с россиянами, наверное, постараются рассмотреть все как можно тщательнее. И если будет доказано, что они действительно подорвали Яндарбиева, то приговор может быть только смертным. Впрочем, с момента вынесения приговора до его исполнения проходит обычно около полутора лет.

Избежать смертного приговора можно только в том случае, если не будет достаточных доказательств вины. Или если выяснится, что они помешанные. Или - если будет доказано, что во время взрывов домов в Москве погибли их родственники, и одновременно будет доказано, что к этим взрывам причастен Яндарбиев.

Есть еще один путь - если президент России направит эмиру Катара просьбу о помиловании. Но даже если эмир решит помиловать, все будет зависеть от судей - они в Катаре даже эмиру не подчиняются». Кроме того, международные юристы полагают, что задержание российских граждан нарушило Венскую конвенцию о дипломатических сношениях, и российские граждане должны быть немедленно переданы послу России в Катаре.

По сообщениям катарских СМИ, суд над ними должен начаться на этой неделе. И слушания, предполагает катарская газета «Ар-Райя», будут открытыми.

Оценить статью
(0)