«России нужна новая Концепция внешней политики»

«России нужна новая Концепция внешней политики»

«России нужна новая Концепция внешней политики»

«Современная Концепция внешнеполитической деятельности России, принятая в 2002 году, устарела на лету», - так начал состоявшуюся в четверг пресс-конференцию член Совета по внешней и оборонной политике, директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев. Он подчеркнул, что сентябрь 2001 года вернул России роль одного из мировых центров, в условиях сложившейся новой системы геополитических координат без участия России невозможно успешное принятие решений в сфере глобальной и региональной безопасности. В этой связи Ознобищев осудил низкую инициативность внешней политики России, особенно в сфере российско-американских отношений.

- Продекларированная в начале 90-х годов политика партнерства в отношениях России и США к концу того же десятилетия увяла, подведя их к состоянию «холодного мира». Таков итог ошибок, упущений и безынициативности в развитии двусторонних отношений. Чтобы этого не повторилось вновь, необходимы решительные действия для преодоления вялой инерции, которая начинает превалировать на российско-американском направлении.

В первую очередь Сергей Ознобищев предлагает активнее заниматься решением ставших уже традиционными проблем безопасности - последовательно продолжать ликвидировать наследие «холодной войны». С его точки зрения, в этой области, наоборот, наблюдается снижение темпов демонтажа «машины холодной войны». Здесь имеется явный спад военно-политического сотрудничества в рамках политики сокращения ядерного оружия. Похвастаться «прорывами» в деле сокращения и ликвидации вооружений тоже пока нельзя. Поэтому Ознобищев предлагает искать выход на новые масштабные программы в духе периода Горбачева, когда советско-американское сотрудничество было первостепенной задачей властей и базировалось на высокой степени доверия. Это предполагает, во-первых, переход к максимальной взаимной открытости военных программ и доктрин, а во-вторых, совместное определение угроз и поиск совместных путей по противодействию им. Ознобищев как член Совета по внешней и оборонной политике считает, что России и США следует переходить к совместному ядерному сдерживанию режимов, представляющих опасность для обеих стран. В частности, он предлагает перейти к созданию совместных проектов ПРО на «террористически опасных» направлениях.

Главным недостатком российской внешней политики на современном этапе Сергей Ознобищев назвал «явное отсутствие координирующего центра». Это проявляется в разноголосице по отношению к внешнеполитическим проблемам. Был приведен пример конфликта вокруг Тузлы, когда президент, бывший премьер-министр и губернатор Краснодарского края высказывали совершенно не совпадающие мнения. Подобное недопустимо, ибо роняет престиж государства. В качестве координирующего центра, по словам директора Института стратегических оценок, вполне может выступать МИД.

- Важно, чтобы одновременно с этим была преодолена келейность принятия решений во внешней политике. Любой масштабный документ, диктующий внешнеполитическую линию, должен опираться на общественное согласие. Достижения в области внешней политики должны получать самый широкий резонанс. Для этого необходимо расширение диалога власти с общественно-экспертными кругами.

Ознобищев уверен, что все это должно найти отражение в новой редакции Концепции внешнеполитической деятельности России. Причем он рекомендовал использовать в российских условиях американскую практику подготовки новой концепции каждый год, чтобы она соответствовала нуждам текущего момента.

- В МИДе много талантливых и креативных людей, которые, если им разрешить, могли бы создавать концепцию ежегодно. Ведь в политике все очень быстро меняется…

 

- Как Вы оцениваете назначение Сергея Лаврова министром иностранных дел? Сработается ли он с экс-министром Игорем Ивановым?

 

- Лавров человек остроумный, талантливый, пишет стихи и песни. Он давно в МИДе, по некоторым данным, именно Иванов рекомендовал его на пост министра. Думаю, они будут действовать сообща.

 

- Как Вы можете прокомментировать заявление заместителя госсекретаря США по делам Европы и Евразии Стивена Пайфера, в котором он признал, что США оказали помощь катарским властям в аресте российских разведчиков? Не есть ли это признак ухудшения российско-американских отношений?

 

- История российско-американских отношений показывает, что, как только начинается потепление в этой области, сразу что-нибудь случается: или скандал с высылкой дипломатов, или арест. Дело в том, что у влиятельных институтов власти есть своя политика. Спецслужбы не могут существовать вне атмосферы напряженности. Скандалы и противостояние стран в их интересах. Так что, скорее всего, и катарский инцидент это проявление ведомственной идеологии.

В этой истории важно другое – то, что президент счел возможным вмешаться с этот процесс. Мы активно заступаемся за своих граждан за рубежом, мы защищаем своих, чего раньше не было. Думаю, это может стать вехой в российской внешней политике.

Как точно заметил Сергей Ознобищев, внешняя политика у нас президентская. Так уж сложилось, что в России очень многое зависит от позиции первого лица государства. Президент играет роль и фактического премьер-министра, и наблюдает за запусками ракет в качестве главнокомандующего, он же – главный дипломат страны. Решение главных вопросов замыкается на президента, и личная роль министра иностранных дел сейчас на самом деле невелика. Будем надеться, что в лице Сергея Лаврова рядом с главой государства будет стоять профессионал с пониманием проблем и особенностей сложившейся внешнеполитической ситуации.

 

Оценить статью
(0)