ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
Для прокурора главное

Для прокурора главное

Для прокурора главное

Анализ, проведенный юридической службой МиК по вопросам совершенствования законодательства и правоприменительной практики, показал, что в последнее время в стране активизирована работа по созданию законодательно-правовой базы в условиях рыночной экономики. Стала более заметной роль Министерства юстиции РФ в формировании единого правового пространства. Правительством РФ планируются и определяются приоритеты в подготовке и направлении в первоочередном порядке в Думу законопроектов. Укрепилась вертикаль власти, мерами прокурорского реагирования по поручению Президента РФ действующее законодательство в основном приведено в соответствие с федеральным.

В соответствие с Конституцией и федеральными законами приведены 66 Конституций и Уставов субъектов РФ. Приняты меры по отдельным Договорам о разграничении предметов ведения между Центром и субъектами Федерации (Татарстан, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Республика Тыва, Саха (Якутия), где вопросы обороны, государственной безопасности, международной и внешнеполитической деятельности, валютного, таможенного регулирования, относящиеся к исключительной компетенции Российской Федерации, оказались перераспределенными в пользу субъектов Федерации.

А какое положение по этим вопросам сложилось в городе Москве? МиК попросил высказать свое мнение начальника Управления по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов прокуратуры города Москвы старшего советника юстиции Манеркина Евгения Николаевича, на которого в соответствии с ФЗ «О прокуроре Российской Федерации» возложена обязанность осуществления прокурорского надзора за исполнением законов на территории столицы.

 

- В Москве, как и в других субъектах Федерации, мерами прокурорского надзора также была проведена большая работа по приведению правовых актов, изданных органами государственной власти столицы, в соответствие с Конституцией РФ и Федеральным законодательством.

Основополагающий закон «Об Уставе города Москвы» и значительное число правовых актов исполнительной и представительной власти, а также органов местного самоуправления, принятых в нарушение Федерального законодательства, было приведено в соответствие с Конституцией РФ силами прокуратуры во взаимосвязи с органами юстиции г. Москвы. Работа по выявлению незаконных правовых актов продолжается планомерно и сейчас. Конечно, количество таких актов становится заметно меньше, сказывается предыдущая работа.

 

- Проводятся ли в Москве прокурорские проверки в сфере экономики, бюджетного законодательства?

 

- Конечно проводятся, недавно мы закончили очередную проверку исполнения бюджетного законодательства органами государственной власти г. Москвы и органами местного самоуправления за 2003 год.

Проверка показала, что при осуществлении бюджетного процесса, к сожалению, допускаются серьезные нарушения закона. Главными распорядителями бюджетных средств допущены нарушения основ исполнения бюджета, бюджетные росписи ими в установленный срок в Департамент не представлены. Департаментом финансов сводная бюджетная роспись не утверждена, уведомления о бюджетных ассигнованиях не направлены.

Органами государственной власти не обеспечено одновременное рассмотрение и утверждение проектов законов о бюджете и бюджете государственных внебюджетных фондов.

Без проведения конкурса согласно ст. 49 ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» к обслуживанию в 2003 году бюджетных счетов наряду с Банком России были привлечены иные кредитные организации, в частности, «Банк Москвы».

Выявлены грубые нарушения закона при предоставлении бюджетных кредитов. Так, Управлению Судебного департамента и Федеральному арбитражному суду в 2000 г. были представлены кредиты без соблюдения условий о возмездности и обеспечении обязательств. Департамент финансов – он же финансовый контролер, несмотря на истечение в 2000-2001 г. сроков возврата бюджетных средств, мер к их возврату не принял, виновных лиц к ответственности не привлек.

Не исполняются органами исполнительной власти Москвы и требования Указа Президента РФ о незамедлительном информировании соответствующих органов прокуратуры РФ о выявленных нарушениях в сфере экономики.

Кроме этого, прокуратурой города оспорены в суде отдельные положения Закона г. Москвы «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г. Москве» и «О бюджете г. Москвы на 2003 год», как противоречащие Федеральному законодательству. В настоящее время указанные гражданские дела находятся на рассмотрении в Верховном суде РФ.

 

- За сухими словами закона, тем более финансового, трудно порой уловить опасность правонарушения. Нельзя ли проще объяснить, в чем заключается серьезность и тяжесть выявленных финансовых нарушений, и к каким последствиям они могут привести, взять хотя бы тезис «не представленные бюджетные росписи». А также какие меры принимает прокуратура по выявленным нарушениям закона?

 

- Если проще, то можно ответить так, что опасность перечисленных мною нарушений конкретных пунктов Бюджетного кодекса состоит в том, что эти нарушения позволяют нерадивым финансовым чиновникам создавать обстановку попустительства, безнаказанности, размытости ответственности сотрудников. Что такое не предоставленные вовремя бюджетные росписи? А это означает, что бюджетные средства не расписаны по направлениям расходов, из-за чего они могут расходоваться не по целевому назначению, неэффективно, неэкономично, а также создаются условия для коррупции.

Руководством прокуратуры Москвы было внесено представление в Правительство г. Москвы, где предложено рассмотреть указанные факты нарушения бюджетного законодательства и принять меры по недопущению этих нарушений впредь, а также был поставлен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.

 

- В связи с публикацией в газете «Аргументы и факты» статьи «100 китайцев на одного москвича» проводилась ли органами прокуратуры проверка, и если да, то ее результаты?

 

- Да, соответствующая проверка была проведена. Установлены множественные факты нарушений жилищных прав москвичей. Проверкой выявлено более 200 случаев регистрации иностранных граждан без согласия нанимателей, также выявлены неединичные случаи регистрации иностранных граждан по несуществующим адресам. Причиной нарушения закона явилось ненадлежащее выполнение приглашающими организациями Постановления Правительства Москвы № 167 от 24.03.2003 г., в соответствии с котором иностранные граждане, приглашенные в столицу на работу, должны обеспечиваться работодателями жильем и другими социальными гарантиями, что не выполнялось. Происшедшее стало также возможным вследствие отсутствия должного контроля органов исполнительной власти за использованием жилищного фонда и отсутствия надлежащего взаимодействия со службой паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел.

По одному из фактов незаконной регистрации возбуждено уголовное дело, в отношении руководителей хозяйствующих субъектов, не выполнивших требования закона, решен вопрос о возбуждении административных производств по ст. 18.9 КОАП РФ. По результатам начальнику ГУВД г. Москвы внесено представление об устранении нарушений закона, внесена соответствующая информация в Правительство Москвы. Вопросы соблюдения законодательства о регистрации находятся на постоянном контроле.

 

- В СМИ появляются сообщения о том, что прокуратуре Москвы вменена в обязанность также борьба с «сосульками». Чем это вызвано, вроде этим вопросом должны заниматься жилищно-коммунальные службы. Не подменяет ли их прокуратура?

 

- Я еще раз вынужден повторить, что прокуратура осуществляет прокурорский надзор за исполнением законов, в том числе и законодательства, направленного на охрану здоровья граждан, профилактику травматизма, связанного с неудовлетворительной уборкой дворовых территорий, дорог, улиц, кровель домов от снега и наледи.

В г. Москве существуют соответствующие службы по уборке. Однако, к сожалению, должен сказать, что работает она не всегда качественно. Достаточно сказать, что объединением административно-технических инспекций города в связи с неудовлетворительной очисткой территорий от снега и льда только с 1 по 31 января т.г. наложено штрафных санкций в 1648 случаях на сумму более 5 млн. рублей. Вместе с тем количество травматизма, в том числе и от «сосулек», не уменьшается, не уменьшается и количество автовладельцев, чьи авто пострадали от падения с крыш льда.

В таких условиях прокуратура вынуждена ужесточить прокурорский надзор на этом участке деятельности, включая возбуждение уголовных дел против виновных лиц, по вине которых граждане получили травмы.

Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту