Путин навсегда

Путин навсегда

«У либералов нет драйва», - это скептическое заявление прозвучало как-то в статье публициста Лилии Шевцовой. Но эти слова либералы решили немедленно опровергнуть, причем при активном участии самой Шевцовой. Именно к такому выводу мог прийти политически неангажированный наблюдатель, присутствовавший 30 марта на презентации книги с броским названием «Наше светлое будущее или Путин навсегда». Трудно сказать, как на счет драйва, но смелости и остроумия в суждениях собравшихся в Московском центре Карнеги было в избытке.

Книга представляет собой сборник статей, написанных политологами, журналистами, социологами, посвященных одной теме – лично президенту Владимиру Путину и особенностям современной российской политической действительности. Составитель сборника - активист партии «Яблоко» Алексей Мельников заявил, что мнение о Путине авторы выражали «под разными профессиональными углами зрения», но на самом деле объединяющим фактором была не только тематика размышлений, но и то, что соавторов объединяло общее мировоззрение – либерализм.

Большинство статей книги были опубликованы в последние несколько месяцев в российской печати или в сети Интернет, и послужили предметом жарких дискуссий. Это говорит о том, что общественный запрос на критическую оценку власти велик. Авторы сборника поставили перед собой задачу его удовлетворить.

С первых страниц «Нашего светлого будущего…» становится очевиден «антипутинский» характер книги. Путин в книге это, в основном, – «начинающий тиран», «воспитанник КГБ», а его режим оценивается как «авторитаризм» или даже «самодержавие». То публичное обсуждение действий власти, та общественно-политическая жизнь, которую мы видим на экранах телевизоров и на страницах газет в данной трактовке представляют собой «кремлевский агитпроп в сочетании с политической активностью, санкционированной администрацией президента». В общей тональности оценок перспектив второй легислатуры Владимира Путина преобладает пессимизм. Авторы говорят о «застое», «дряхлении», надвигающемся кризисе. Политический класс заинтересован в поддержании статус-кво, издерганное встрясками общество выбирает порядок, а проведение реформ в таких условиях вряд ли возможно.

Либеральный эксперимент в России пока не удался, к тому же протекал он в условиях благоприятной конъюнктуры цен на нефть, что уже противоречит «чистоте эксперимента». По оценке Дмитрия Фурмана, если в России были шансы на построение «реальной демократической системы», то они были невелики и только в 1991 году.

Политолог Андрей Пионтковский уверен, что Путин – традиционная фигура российской истории, правитель-модернизатор, который хочет построить в России Европу при помощи азиатских средств. Путин, по его мнению, искренне считает, что России нужен рынок, но создавать его президент хочет в условиях «управляемой демократии» и «вертикали власти».

Ведущий специалист фонда Карнеги Алексей Малашенко не склонен во всем винить Владимира Владимировича, он справедливо указал на проблемную с точки зрения построения демократии политическую культуру России: «Господствует настроение «хотим царя». А та часть мыслящих людей, которая избавилась от этой безобразной дикой веры в царя, к сожалению, апатична». Тем не менее хочется подчеркнуть, что она есть, эта «часть мыслящих людей», а ее наличие – это уже успех, и эта прослойка не так малочисленна, как может показаться. Нам остается надеться, что, несмотря на такие неоптимистичные прогнозы, мыслящие люди при надлежащих условиях проявят гражданскую позицию.

По мнению составителя сборника Алексея Мельникова, «в сегодняшней России возможности для публичного выражения профессиональных, объективных оценок Путина и олицетворяемой им власти все более сокращаются». Авторы в той или иной степени подтвердили позицию, озвученную активистами «Яблока», что при Путине свобода слова так или иначе находится под угрозой. Однако сам факт издания такой книги, равно как и появление в печати острых антипутинских статей, уже можно считать признаком того, что слухи о смерти гражданского общества в России несколько преувеличены. Если такие материалы выходят, то трудно говорить о подавлении свободы слова и о становлении авторитарного режима.

И все же было на этой презентации одно настораживающее обстоятельство, которое сразу заметила Лилия Шевцова: «Почему-то когда издается критическая книга о Путине, прессы маловато…».

Оценить статью
(0)