2 апреле в Брюсселе проходит специальная встреча министров иностранных дел, посвященные приему в Альянс семи новых членов - Болгарии, Эстонии, Латвии, Литвы, Румынии, Словакии и Словении, - которые официально вступили в него 29 марта после передачи своих документов о присоединении на хранение правительству США в Вашингтоне. Однако, несмотря на его расширенное членство, НАТО будет продолжать действовать на основе консенсуса, не по принципу большинства голосов. Об том заявил на брифинге в Международном пресс-центре в Вашингтоне 31 марта представитель администрации Буша. Представитель администрации также сказал, что НАТО будет продолжать осуществлять свои функции по обороне своих членов. «И мы обращаем свой взор на НАТО, в которое теперь входят уже
26 членов и которое охватывает обширную территорию Европы - до Черного моря, до Балтики. Мы обращаем свой взор на главные угрозы для безопасности членов НАТО, которые больше не исходят от Советского Союза, которого больше нет, и даже не исходят от России. Угроза исходит не от них. Угроза исходит от смычки терроризма и оружия массового поражения, которая подпитывается диктатурами, несостоятельными государствами, радикальной идеологией и благодаря которой был совершен ряд терактов в Нью-Йорке, в Мадриде, предотвращенная сегодня попытка теракта в Лондоне. Мы видим серьезные угрозы для нашей безопасности после окончания "холодной войны", и считаем, что трансатлантическое сообщество, США и Европа должны держаться вместе и искать способы отражения этих угроз.
Речь идет о сложном наборе угроз. НАТО и военное реагирование - это не единственный ответ, но это часть ответа, и сегодня мы видим, что НАТО стало как никогда более активным и участвует в решении как никогда большого числа вопросов. Я впервые познакомился с проблемами НАТО в 1988 году перед падением Берлинской стены. В то время НАТО не проводило никаких операций. Проводились учения, осуществлялось планирование сил, поддерживалась боеготовность, но НАТО нигде не вело никаких операций.
Сегодня, если посмотрите вокруг, вы увидите, что НАТО продолжает проводить миротворческую операцию в Косово, проводит миротворческую операцию в Боснии - в этом году мы надеемся передать ее в ведение Европейского союза - начало и завершило миротворческую операцию в Македонии. Оно осуществляет мониторинг на море и досмотр судов в рамках
борьбы с терроризмом в Средиземноморье - эта операция называется "Активное усилие" - руководит силами по поддержанию мира в Афганистане, ISAF, под командованием НАТО, и оказывает поддержку польской дивизии в Ираке, которая входит в состав размещенных там многонациональных сил», - заявил представитель Администрации.
Сотрудник администрации также заявил, что США решительно поддерживают идею о развитии нишевых потенциалов - специализированных сил - в государствах-членах Альянса. Эта идея предусматривает, что страны должны развивать у себя специальные потенциалы, такие как силы по организации "воздушных мостов" или воздушного наблюдения с тем, чтобы операции НАТО могли проводиться более эффективно и гибко.
«Думаю, в будущем НАТО должно будет играть все более активную роль - не в одиночку, не само по себе, а вместе с США, вместе с Европейским союзом. Мы готовимся провести в этом году саммит "Большой восьмерки", на котором будет обсуждаться множество политических и экономических долгосрочных вопросов, касающихся смычки угроз, о которой я сказал ранее, и вопрос о том, как нам разрабатывать позитивную повестку дня для решения этих вопросов. На мой взгляд, НАТО предстоит проделать большую работу» – заявил представитель администрации.
Что необходимо для участия НАТО в нормализации обстановки в Ираке? То же самое. Повторное разрешение ООН. Да, уже имеется действующее разрешение на основании резолюции 1511, но многие наши союзники заявили, что хотели бы получить повторное разрешение ООН и соответствующую просьбу от суверенного иракского правительства.
В ходе встречи представителю Администрации был задан вопрос: «И последнее, но, конечно, не по важности: весь смысл российской озабоченности - не сам договор, а вооруженные силы. Русским нужны гарантии - может быть, в форме договора, может быть, в какой-то еще форме - того, что в новых государствах НАТО не будут наращиваться обычные вооруженные силы, а этот вопрос предстоит решать НАТО. Не могли бы вы прокомментировать? А вопрос к вам у меня такой. Вы сказали, что Россия не
представляет угрозы. Если вы направляете в балтийские государства новые самолеты, например, и если вы не исключаете будущего наращивания сил там, от кого они должны защищать?».
Представитель администрации:
«Здесь целый ряд вопросов. Позвольте начать с общего тезиса: мы твердо выступаем за хорошие отношения между НАТО и Россией. Именно Президент Буш придал новый импульс отношениям НАТО и России, поддержав создание Совета НАТО-Россия в Пратика-ди-Маре (Италия) в 2002 году. Мы, Соединенные Штаты, заняли активную позицию в НАТО, заявив: "Давайте сделаем больше. Давайте посмотрим, как мы можем работать с Россией". Отчасти это связано с осознанием того, что Россия сталкивается с теми же угрозами, о которых я говорил, моментами, которые мы видим, и вызовами, с которыми сталкиваются наши общества. Мы знаем это, и у нас есть все основания для совместной работы. Такова общая ориентация. Я не хочу, чтобы она потерялась в моих ответах на другие вопросы.
Думаю, нельзя недооценивать важность принятых Россией обязательств по выводу своих войск из кавказских государств, о которых мы говорим. Мы провели долгий цикл бесед. Провели переговоры. Заключили соглашение под названием "Стамбульское обязательство", которое гласило, что Россия сделает это, это и это. Важен и лежащий в его основе принцип, поскольку государства, которые не хотят иностранных войск на их территории, не должны иметь иностранных войск на своей территории, и тогда возникает вопрос, который надо решать. Поэтому затушевать это обстоятельство и говорить: "В любом случае давайте продвигаться вперед с адаптированным ДОВСЕ" - означало бы не видеть важного в этом вопросе.
При этом мы понимаем ценность адаптированного ДОВСЕ и готовы выполнять наши обязательства по этому вопросу. Что касается балтийских государств и тех стран, которые вступают в НАТО и не участвуют в ДОВСЕ, то, прежде всего, это их суверенное решение - что им делать. Мы не собираемся им говорить: "Вы должны сделать это". А все эти страны заявили о своем намерении присоединиться к ДОВСЕ в момент, когда они смогут это сделать. А они не могут это сделать, пока не вступит в силу адаптированный ДОВСЕ, а этого не произойдет до тех пор, пока Россия не выполнит свое "Стамбульское обязательство". Такова причина, по которой эти вопросы связаны.
Еще я бы добавил, что каждая страна НАТО - до вчерашнего дня их было 19 - имела средства противовоздушной обороны, средства защиты своего воздушного пространства. Так что в случае вторжений в ее воздушное пространство она знает о них и может на них реагировать. Думаю, каждая страна сочла бы естественной такую возможность. Разумеется, и Россия по праву настаивала бы на возможности патрулировать свое воздушное пространство. А поскольку в балтийских государствах на момент их вступления не было самолетов, которые могли бы это делать, чтобы поддержать тот же уровень безопасности, которым пользуется каждая страна НАТО, НАТО приняло решение о направлении небольшого количества - шести или четырех - самолетов в Литву, чтобы они могли контролировать и патрулировать воздушное пространство. Они не вылетают из балтийского воздушного пространства, а контролируют и защищают его изнутри.
Так что, пока нет вторжений в балтийское воздушное пространство, нет и проблем. Я понимаю озабоченность с российской стороны, но с фактической стороны вопроса об уровне озабоченности, думаю, нам надо оставить позади идеи конфронтации и вместо этого работать сообща. И здесь я возвращаюсь к своему первому тезису: самолеты не является проблемой. Самолеты в балтийских государствах, балтийском воздушном пространстве были проблемой в 1940 году и во время холодной войны. Сегодня это не проблема.
Бывший Генеральный секретарь НАТО лорд Робертсон сказал, что в Европе численность вооруженных сил составляет 2 млн. человек, но стоит задача ежедневно держать на Балканах 40 000 военнослужащих, а если прибавить к этому Афганистан, Ирак и другие потребности в войсках, Конго, Сьерра-Леоне, это очень, очень трудно. В чем проблема? Проблема в том, что все страны НАТО, но в разной степени, одни лучше других - думаю, вы согласитесь, что британцы возглавляют список в смысле обеспечения развертываемости практически всех своих сил, - мы, очевидно, занимаем одно из первых мест в этом списке. Другим очень трудно перебрасывать силы на большие расстояния и поддерживать их, и все же у них очень крупные войсковые структуры. Вопрос в том, как создавать силы, которые могут быть направлены далеко, могут воевать или делать то, чем они занимаются, поддерживать мир, оставаться там в течение длительного времени.
Так что, если у НАТО есть самолеты АВАКС, а ЕС может их использовать, предполагается, что НАТО их предоставит. Гарантированный доступ к оборонному планированию в НАТО, означающий, что если ЕС необходимо провести операцию, он может обратиться к НАТО и сказать: "Не могли бы вы помочь нам в оборонном планировании этой операции?"
Этот набор механизмов несколько лет находился в подвешенном состоянии из-за различных опасений, особенно в связи с участием Турции и других не входящих в НАТО стран в возглавляемых ЕС операциях. И мы достигли договоренности по "Берлин плюс", так что есть возможность продвижения вперед, план совместной работы НАТО и ЕС. Мы пытаемся использовать этот план летом этого года и ближе к осени, поскольку мы стремимся передать проводимую НАТО операцию в Боснии, СФОР, возглавляемым ЕС силам в Боснии, и мы хотим использовать для этого механизмы "Берлин плюс".
Теперь, помимо "Берлин плюс", в последнее время начали обсуждаться другие вопросы, которые, откровенно говоря, похоже, выходят за рамки того, что мы обозначили в соглашении "Берлин плюс": идея постоянного оперативного штаба ЕС,
оборонного планирования ЕС вне рамок сотрудничества с НАТО, как определено в соглашении "Берлин плюс", и мы также учли это. Об этом сообщалось прошлой зимой. Но у нас были опасения, о которых я начал говорить, в связи с идеей отдельного оборонного потенциала ЕС, который разводит в разные стороны европейскую часть НАТО и американскую часть НАТО. Никто этого не хочет.
Президент В.Путин говорил о том, что Советский Союз и насаждение
коммунизма в Центральной и Восточной Европе, особенно государствах Варшавского пакта, было насаждением империи, и что это насаждение было прекращено с падением Берлинской стены и с революциями в каждой из этих стран, которые привели к созданию свободных обществ. Не думаю, что была какая-то
ошибка в этом высказывании.
Представитель администрации:
Относительно членства
четырех бывших нейтральных европейских стран - не знаю, называют ли они себя так до сих пор, но это - их дело. Дверь в НАТО открыта. Как мы всегда говорили с самого начала процесса расширения, в НАТО могут вступить и другие страны. У них должно быть такое желание, тогда НАТО необходимо будет принять решение об их приеме.
Что же касается сроков, вы говорите, что вы из Финляндии, и я бы предоставил правительству Финляндии возможность высказать свою позицию по этому вопросу.
Что касается России, то, думаю, Бет Джонс имела в виду то, что реальные проблемы, которые будут беспокоить Россию в смысле безопасности, не связаны с балтийскими государствами, о чем мы говорили. Реальные проблемы на юге - как вы знаете, россиян очень тревожит Чечня. Нам не нравится, как они решают эту проблему, но у них есть и законные опасения. Они беспокоятся о Кавказе. Они беспокоятся о Центральной Азии.
Там возникают реальные проблемы в сфере безопасности, которые необходимо решать. Думаю, говоря о том, беспокоят ли Россию балтийские государства или американские базы в Центральной Азии, надо предоставить России возможность высказать свою позицию по вопросу о том, что их беспокоит. С моей точки зрения, в обоих случаях, честно говоря, нет оснований для больших опасений.
НАТО расширяет регулярное воздушное патрулирование для новых членов
Регулярное патрулирование воздушного пространства НАТО расширено с охватом семи новых членов Альянса после их официального вступления 29 марта. Штаб Верховного главнокомандующего Объединенными вооруженными силами в Европе. Воздушное патрулирование над балтийскими государствами Штаб Верховного главнокомандющего, Бельгия. 29 марта - Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония официально стали членами НАТО на церемонии, проведенной в Вашингтоне.
Как новые члены, эти страны попадают в рамки коллективной безопасности и обороны НАТО, предусматривающие регулярное патрулирование всего воздушного пространства НАТО по мере необходимости. В случае трех балтийских государств - Латвии, Литвы и Эстонии - бельгийским ВВС поручено обеспечить первоначальное патрулирование в расширенном воздушном пространстве НАТО. В понедельник четыре бельгийских самолета F-16 были направлены для обеспечения такого же уровня повседневной безопасности, как и для всех членов Альянса.
"Мы предоставили средства воздушного патрулирования, чтобы выполнить наши обязательства перед новыми государствами", - заявил британский адмирал Иен Гарнетт, начальник штаба Верховного главнокомандующего Объединенными вооруженными силами в Европе. Румыния, Болгария и Словакия имеют собственные средства противовоздушной обороны. Воздушное патрулирование в их воздушном пространстве продолжит осуществляться их национальными силами обороны. Словенское воздушное пространство будет охвачено сочетанием их собственной системы дальнего обнаружения и поддержки в воздушном патрулировании, оказываемой итальянскими ВВС.
Исторически все члены Альянса либо выполняли функции воздушного патрулирования самостоятельно, либо выполняли эту задачу в сотрудничестве с соседними странами. Воздушное патрулирование охватывает не только патрули в небе, но и управление воздушным движением, радиолокационное наблюдение и обнаружение. При необходимости самолеты-перехватчики могут направляться для оказания помощи самолетам в трудной ситуации или для проведения визуальной идентификации самолетов, незапланированно оказавшихся в воздушном пространстве НАТО.