Угроза терроризма - по-европейски . Мнения экспертов

Угроза терроризма - по-европейски . Мнения экспертов

Прокатившаяся по Европе волна террористических актов вызывает в Соединенных Штатах целый ряд вопросов. И главный из них, по мнению VOA  - в какой степени Старый свет, состоящий из десятков государств, способен вести координированную борьбу с мировым террором?

Директор программы европейских исследований в независимой организации «Совет по международным отношениям» Чарлз Купчан отмечает, что взрывы в Мадриде поставили Европу лицом к лицу с феноменом исламского терроризма. «Но даже эти кровавые события, - подчеркивает Купчан, - пока не привели европейцев к фундаментальным переменам во взглядах на проблемы безопасности, как это произошло с американцами после 11 сентября. Поэтому разрыв между Старым и Новым светом в представлениях о том, как следует обороняться от исламистской угрозы, остается прежним».

Вашингтонский корреспондент «Радио Нидерланды» Яап ван Везель разделяет подобную точку зрения: «Как мне представляется, даже после нападений в Испании и других местах общее настроение в Европе склонно считать, что Соединенные Штаты преувеличивают угрозу джихадистов, и что Вашингтон разжигает страсти в собственных интересах. Подобное отношение тесно связано с сильными антиамериканскими чувствами в Европе Мы не пережили шока, сравнимого с 11 сентября в Штатах, поэтому, несмотря на взрывы в Мадриде, публика в других странах считает, что жизнь должна продолжаться, как прежде».

Магнус Рэнсторп, директор программы по изучению терроризма и политического насилия в шотландском университете «Сент-Эндрюс», указывает еще на один аспект: «Работа служб разведки и поддержания правопорядка, по определению, избегает публичности. В Европе этим структурам удалось провести целый ряд успешных акций по выявлению и задержанию подозреваемых. Поэтому общественность уверена, что не надо изобретать колеса. Иными словами - не надо будоражить страсти, формировать новые структуры для борьбы с террористическим подпольем и вообще что-либо кардинально менять в работе гласной и негласной полиции».

Тот же аспект подчеркивает и бывший посол Соединенных Штатов в НАТО, а сейчас - старший советник корпорации «Рэнд» Роберт Хантер: «Нам в Америке следует понять, что во многих европейских странах полиция и органы безопасности всегда играли гораздо более существенную роль, чем у нас. Поэтому им не понадобилось перестраивать работу и менять функции государственных учреждений, как это было сделано в Соединенных Штатах. Европа активно сотрудничает с нами после 11 сентября. Но европейцам надлежит сделать гораздо больше. Явного понимания того, что война с терроризмом - это глобальная война, у них пока нет».

Профессор истории Школы бизнеса Нью-йоркского университета Нил Фергюсон опубликовал в воскресном приложении к газете «Нью-Йорк таймс» статью под красноречивым названием «Еврабия?». В ней он обращает внимание на то, что даже после мадридских взрывов подполье сторонников Усамы бин-Ладена продолжает довольно свободно существовать в десятках европейских городов. Фергюсон видит в этом желание европейских властей не раздражать сверх меры мощный пласт арабского населения.

«Разумеется, - пишет профессор, - подавляющее большинство европейских мусульман состоит из законопослушных граждан, не питающих особых симпатий к терактам. Более того, среди жертв мадридских взрывов оказались и выходцы из арабских стран. Но ни Европа, ни Америка не должны закрывать глаза на происходящие фундаментальные демографические и культурные перемены, отдаленные последствия которых никто не берется прогнозировать».

Фергюсон начинает с демографической статистики. Сто лет назад в странах нынешнего Европейского союза проживало 14 процентов мирового населения. Сегодня эта цифра составляет 6 процентов, а к середине века, судя по выкладкам ООН, не превысит четырех процентов. Такого падения численности населения Европа не знала со времени «черной смерти» - эпидемии чумы XIV века.

«Одновременно с уменьшением идет и процесс старения, - продолжает американский историк. - Через полвека средний возраст греков, итальянцев и испанцев перевалит за 50, а соотношение пенсионеров к активному населению будет один к трем. Это означает, что-либо родившиеся сегодня европейцы будут тратить 75 процентов своего заработка на налоги, либо указанным странам придется распрощаться с пенсионными выплатами и бесплатной медициной».

Единственный выход, по общему мнению, состоит в облегчении иммиграционных законов и привлечении в Европу молодых переселенцев. Откуда? Ответ очевиден: подавляющее большинство их прибудет из мусульманских стран Средиземноморья.

«Но это - не вся картина, - говорится в статье Нила Фергюсона. - К ней необходимо добавить другой фактор: упадок европейского христианства. По недавним опросам, 52 процента норвежцев и 55 процентов шведов заявляют, что Бог для них не имеет никакого значения. Схожая картина наблюдается в Великобритании, Германии, Дании, Нидерландах и других странах. Снятие там социальных и сексуальных табу приводит в шок мусульман, воспитанных в традиционных правилах ислама. Единственное спасение они видят в обращении к фундаментализму. А это - прямой путь к зарождению в толерантных обществах Европы мусульманского фанатизма - питательной почвы террора».

Варианты развития событий, представленные нью-йоркским профессором, выглядит неутешительно. Первый: появление в европейских городах со старым и немощным населением многодетных мусульманских колоний, не приемлющих современные либеральные ценности. Второй вариант: отрицательная реакция местного населения на иммиграцию и положительная - на пропаганду правых демагогов. И третий: слияние криминальных элементов мусульман второго-третьего поколения с их постхристианскими сверстниками.

«Признаки всех трех вариантов мы наблюдаем в Старом свете уже сегодня», - заключает Нил Фергюсон в воскресном приложении к «Нью-Йорк таймс».

 

Оценить статью
(0)