Страны могут эффективно бороться с коррупцией, реформируя государственные институты и настойчиво реализуя антикоррупционные мероприятия. Уже есть веские доказательства того, что во многих странах переходного типа проведенные за последние несколько лет реформы начинают давать результаты.
Такие обнадеживающие выводы сделаны в изданном 7 апреля новом докладе "Борьба с коррупцией в переходный период - АКТ-2: коррупция при взаимодействии предпринимателей и государства в Европе и Центральной Азии в 1999-2002 годах". Как отмечает в своем сообщении Бюро международных информационных программ Государственного департамента США, в докладе анализируются тенденции в области коррупции при взаимодействии бизнеса и власти в 26 переходных экономиках Европы и Центральной Азии.
Сделанные выводы основаны на результатах опроса свыше 6500 фирм в рамках "Обследования эффективности деловой среды и предпринимательства" (ОЭДСП), которое проводилось в 1999 и 2002 годах. Обследование, первые результаты которого были опубликованы в одной из глав "Переходного доклада - 2003" Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), было совместно организовано Всемирным банком и ЕБРР.
"Новый доклад дает углубленную оценку тенденций во взаимоотношениях бизнеса и власти с течением времени и объясняет движущие силы коррупции в регионе. Рассматривая такие показатели, как частота различных типов взяток, годовая доля доходов, выплачиваемая в форме взяток, и мнения менеджеров о том, в какой степени коррупция ухудшает результаты работы, мы можем начать понимать, что сдерживает инвестиции, которые могли бы стимулировать более высокие темпы роста", - заявил Сигео Кацу, вице-президент Всемирного банка по Европе и Центральной Азии.
По оценке авторов, в период между первым и вторым обследованиями в большинстве стран региона три года наблюдались уверенный экономический рост, политическая стабильность и улучшение макроэкономических показателей. Во многих частях региона возобновились иностранные и внутренние инвестиции. Процесс вступления в Европейский союз или ассоциирования с ним сильно продвинулся не только для стран Центральной Европы и Балтии, но и для некоторых стран Юго-Восточной Европы. В результате последний доклад, известный под названием АКТ-2, анализирует коррупцию и власть в совершенно других условиях, созданных твердым ростом в деловом цикле, возвращением к стабильности после тернистого десятилетия преобразований и более светлой среднесрочной перспективой.
Выводы АКТ-2 - обнадеживающие признаки, но коррупция носит стойкий характер.
"Впервые с начала переходного периода, похоже, появились хорошие новости. Ответы менеджеров почти в половине стран переходного типа свидетельствуют о том, что за период с 1999 по 2002 год произошел спад в общем числе взяток и воздействии коррупции на бизнес. Такой вывод особенно важен для данного региона", - заявила Шерил Грей, директор сектора Всемирного банка по сокращению бедности и управлению экономикой и один из соавторов доклада.
Доклад показывает, что коррупция - оценивать ли ее по числу взяток, суммам взяток или по тому, в какой степени коррупция препятствует бизнесу - во многих странах начинает идти на спад. Впрочем, в АКТ-2 подчеркнуто также, что успокаиваться нет оснований. Уровень коррупции все еще высок во многих странах и во многих секторах экономики. Хотя взятки, похоже, сократились в области государственных услуг, они выглядят более распространенными, чем в 1999 году, в сфере налогов и закупок.
Однако положительные новости не носят всеобщего характера. Ряд признаков коррупции свидетельствует об усугублении проблемы в некоторых странах, например, в Юго-Восточной Европе. В большинстве стран переходного типа фирмы по-прежнему рассматривают коррупцию как одно из самых серьезных препятствий, с которыми они сталкиваются. Чем вызваны эти тенденции?
В докладе сделан обнадеживающий вывод: более эффективные меры органов управления и институты могут помочь сократить коррупцию в среднесрочной перспективе. Многие страны переходного типа провели за последние годы политические и институциональные реформы, которые привели к значительным изменениям в "правилах игры", что помогло заполнить пробелы, возникшие с падением коммунизма. Эти изменения и обусловленное ими сокращение некоторых форм коррупции должны во многих случаях оказаться устойчивыми, подчеркивая решающее значение активного, убедительного и правильно осуществляемого процесса реформ.
Однако более эффективные меры управляющих органов и более качественные политические решения - не единственный определяющий фактор. В докладе делается вывод, что значительную роль играют характерные особенности фирм, причем малые частные фирмы, как правило, платят больше взяток, а иностранные - меньше, чем в среднем. Другие характеристики на уровне фирм, в том числе месторасположение и сфера деятельности, также помогают объяснить, как менеджеры воспринимают и ощущают коррупцию в своих отношениях с государством. Новое отличие от предыдущих исследований состоит в том, что в докладе исследуется влияние мнений менеджеров. Управленческий "оптимизм" играет важную роль во влиянии на взгляды менеджеров на коррупцию - ощущаемое сокращение коррупции можно во многом объяснить более общими представлениями об улучшениях в деловой среде.
Хотя мнения руководителей должны учитываться при анализе данных обследования, их влияние на восприятие коррупции не подрывает полезности обследований по коррупции. В конце концов, мнения и представления действительно влияют на важные деловые решения. Более того, приведенные в АКТ-2 доказательства свидетельствуют о реальных изменениях в уровне коррупции, даже после полного учета мнений менеджеров.
Присвоение государственных функций.
В исследовании Всемирного банка "Борьба с коррупцией в переходный период - вклад в политические дебаты" за 2000 год подчеркивалось, что коррупция происходит во многих формах, причем одной из самых пагубных среди них является подкуп сотрудников государственных регулирующих и законодательных органов. Он предполагает взятки, выплачиваемые с целью повлиять на содержание законов и нормативных актов, то есть на основополагающие правила, а не просто на их исполнение в отдельных случаях. Хотя на негативное влияние подобного подкупа в 2002 году жаловалось относительно меньшее число фирм, чем тремя годами раньше, относительно больше фирм указало, что они занимались такой деятельностью.
Представляется, что подкуп сотрудников государственных регулирующих и законодательных органов превращается из стратегии политического влияния, практикуемой небольшой частью фирм, в более распространенную практику. Возросшая конкуренция между фирмами, которые стремятся подкупить регулирующие и законодательные государственные органы, фактически может ослабить влияние взяточничества на бизнес-сообщество.
Эффект домино.
Самая лучшая новость по АКТ-2 состоит в том, что прогресс действительно возможен. Страны могут эффективно бороться с коррупцией, реформируя государственные институты и настойчиво реализуя антикоррупционные мероприятия, и детальные данные обследований могут помочь определить приоритетные направления действий в отдельных странах. Наиболее перспективный момент состоит в следующем: уже есть веские доказательства того, что во многих странах переходного типа проведенные за последние несколько лет реформы начинают давать результаты.
"Хотя трудно предсказать, можно ли продолжить и закрепить показанные в АКТ-2 улучшения в мероприятиях по борьбе с коррупцией, важно, чтобы правительства поддерживали согласованные усилия по активному проведению реформ, которые эффективно воплощаются в жизнь и приносят результаты", - заключила г-жа Грей.