Вихри враждебные

Вихри враждебные

Процесс улучшения польско-белорусских отношений дал серьезный сбой. Накануне первого мая в Минске был задержан и обвинен в шпионаже польский дипломат. Происшедшее можно рассматривать, как продолжение другого процесса - усиления международной самоизоляции Беларуси.

Очередной шпионский скандал в Минске невольно заставил вспомнить мелодию аналогичного скандала, происшедшего еще в долукашенковские времена. Тогда в шпионской деятельности было обвинены и высланы из страны турецкие дипломаты. После чего был прерван активный процесс становления плодотворных отношений между Турцией и Беларусью.

Кстати, Турция была первой страной, которая установила дипломатические отношения с суверенной Беларусью и прислала в Минск своего посла. Придя к власти, Лукашенко официально принес извинение туркам за произошедшее, фактически признав, что предыдущая власть могла действовать с чей-то подачи. Некоторые чиновники и оппозиционеры многозначительно при этом кивали в сторону Москвы. Мол, России не нужна самостоятельная внешняя политика Беларуси.

Сегодняшние белорусские реалии во многом определяются словом «цирк». Именно в здании Государственного цирка должно было пройти 30 апреля праздничное мероприятие, посвященное расширению Евросоюза. Но белорусские власти посчитали сценарий этого мероприятия неприемлемым, и в соответствующем разрешении на его проведение было отказано. Зато себя власти в организации представлений не ограничивают. В жанре фокусников белорусское КГБ продолжает объявлять о долларовых находках, предназначенных для оппозиции. Последняя - 90 тысяч наличных долларов, которые якобы оказались у задержанного экс-министра Михаила Маринича, находящегося в публичной оппозиции режиму.

После происшедшего с польским дипломатом - военным атташе, которому подсовывали некие секретные бумаги, символичным представляется то, что в упомянутом здании Госцирка гастролирует Варшавский цирк. А в самой Варшаве, на Европейском экономическом форуме, должен был появиться белорусский премьер Сидорский. У него были запланированы там важные двусторонние встречи, как с польскими, так и другими деятелями.

             Но происшедший в Минске шпионский скандал сделал его поездку бессмысленной и премьер остался дома, так и не услышав «варшавской мелодии», под которую на форуме праздновали расширение ЕС. Вероятно, белорусскому руководству накануне 1 мая более по сердцу пришлась мелодия «Варшавянки» на слова поляка Кржижановского: «Вихри враждебные веют над нами…». Вся многогранная работа дипломатов, других чиновников обеих стран, готовивших визит Сидорского, пошла насмарку.

По мнению посла Польши в Беларуси Тадеуша Павляка, время акции белорусского КГБ было выбрано не случайно. До вступления Польши в Евросоюз остаётся всего ничего. «Определенные силы добиваются того, чтобы испортить в последнее время не самый худший климат в польско-белорусских отношениях» - отметил посол.

Некоторые наблюдатели обращают внимание на следующее обстоятельство. Задержание польского дипломата произошло буквально вслед за прошедшей 27 апреля в посольстве Литвы в Минске пресс-конференции 11 глав дипмиссиий стран ЕС и новых его членов. На ней и было объявлено о маловразумительном решении властей отказать в проведении праздничного мероприятия ЕС в Госцирке.

Другие подчеркивают, что после проведенной акции, оцененной в Варшаве как провокация, КГБ сообщил, что пресек «агентурную акцию польской военной разведки по добыче секретных сведений, которые составляют государственную тайну Республики Беларусь». А на следующий день после этой акции в Минске появился министр обороны России Сергей Иванов. Состоялась плановое совместное заседание коллегий двух военных ведомств. Видимо, рабочей атмосфере был придан «шпионский перчик» натовского соседа. Лишь после отъезда Иванова было решено обнародовать информацию о польском дипломате.

Причем, МИД Беларуси и другие старательно в своих заявлениях подчеркивали, что сделали это только после того, как об этом сообщили польские СМИ. Якобы белорусская сторона не испытывала особого интереса предать гласности случившегося. Однако, по некоторым данным из варшавских источников, вброс данной информации в польские СМИ могло негласно инициировать белорусское посольство. Естественно, возникает вопрос: кто тогда мог быть заинтересованным в срыве приезда белорусского премьера в Варшаву? Очевидно, что происшедшее отбросило двусторонние отношения на несколько лет назад, когда их температура показывала ноль.

По некоторым данным, в ближайшем будущем, официальный Минск может ощутить на себе очередной приступ “любви” Европы. В июне предстоит Стамбульский саммит НАТО. Однако после всего происшедшего возросла вероятность повторения пражской истории, когда Лукашенко не смог приехать в Прагу, когда там проходил предыдущий саммит Северо-Атлантического альянса. Белорусский президент имел право быть там как глава государства - участника натовской программы “Партнерство ради мира”. Но, как известно, у него лично возникли сложности с получением чешской визы. Остальным членам белорусской делегации визы были выданы.

Как полагают компетентные источники, находясь в решающей для себя фазе отношений с ЕС, Турция вполне может пойти навстречу Брюсселю, если там решат усилить прессинг на Лукашенко и повторить пражский опыт.

 

Роман Яковлевский (Радио Рация)

 

 



 

Оценить статью
(0)