Независимое телевидение стало Зависимым . Вопреки демократической Конституции в стране отсутствует реальная свобода слова

Независимое телевидение стало Зависимым . Вопреки демократической Конституции в стране отсутствует реальная свобода слова

Независимое телевидение стало Зависимым .  Вопреки демократической Конституции в стране отсутствует реальная свобода слова

Что удивительного в том, что из телекомпании НТВ уволен один из лучших российских тележурналистов, руководитель и ведущий программы "Намедни" Леонид Парфенов? Абсолютно ничего. Сегодня в федеральном телеэфире быть лояльным власти наполовину трудно. Или верно служи и пой по заранее согласованным нотам, или молчи.

В сообщении НТВ для СМИ говорится: "Причиной увольнения стало закрытие программы "Намедни", связанное с нарушением трудового договора, допущенным Парфеновым, обязывающим его поддерживать политику руководства телекомпании".

Интересно увидеть трудовой договор, в котором дается расшифровка политики руководства компании, если это средство массовой информации. Например, может ли в договоре быть сказано, что политика руководства телекомпании – это достоверное, объективное освещение официального мнения органов государственной власти по всем ключевым вопросам функционирования государства?

Кстати, один заметный штрих в последнее время в информационной политике НТВ произошел: в новостных и аналитических сюжетах усиленно формируется образ активно строящей мирную жизнь Чечни, временное руководство которой последовательно воплощает в жизнь заветы А. Кадырова. Чечня стала приоритетным для НТВ субъектом Российский Федерации, о жизни которого очень подробно в своих информационных выпусках рассказывает телеканал. Не заметить этого нельзя. Принять за указание власти – можно. Сколько, в конце концов, можно говорить о войне, которая там давно закончилась?

Вечно конкурировавший своей аналитической программой с парфеновской Александр Герасимов, и.о. генерального директора НТВ, властям был лоялен всегда. Например, был одним из первых, кого допустили к эксклюзивным съемкам в святая святых советской космонавтики Байконур, в годы расцвета ельцинской демократии был в списке особо доверенных тележурналистов, допущенных в Кремль на освещение самых ответственных мероприятий. Затем, зигзагами, пришел к власти и на НТВ.

На этот раз, как рассказал «Коммерсант», А.Герасимов под давлением спецслужб заставил Л.Парфенова снять с эфира интервью с вдовой Зелимхана Яндарбиева, за убийство которого в Катаре сейчас судят представителей российских спецслужб. Вернее, перед одним эфиром  уговорил данный сюжет не показывать вовсе, а перед другим заставил снять (перед трансляцией последнего выпуска «Намедни» на европейскую часть России). Тем, что Леонид Парфенов рассказал об этом, Герасимов остался недоволен, заявив, как сообщило «Эхо Москвы», что тот фактически "вынес сор из избы", так как распоряжение о снятии сюжета с эфира было внутренним делом телекомпании.

Как расценивать увольнение Леонида Парфенова? Об этом МиК спросил руководителя Фонда защиты гласности Алексея Симонова:

- Судя по всему, полностью берет ответственность за увольнение Парфенова Сенкевич, и даже готов уйти, если его акционеры выразят ему по этому поводу неудовольствие. Я вообще очень ценю людей с характером Александра Матросова, но выглядит это скорее фельдфебельской выходкой, чем серьезным подвигом, не знаю во имя чего. Того, что он не хочет мириться со своеволием Парфенова, несмотря на его три «Тэффи» и его талант?

Я не поклонник Парфенова, более того, лично Парфенов мне даже скорее неприятен. Однако я все равно всерьез смотрю из информационных программ только его программу. Потому что в ней есть хотя бы отчетливые стилистические разногласия со всеми другими аналитическими информационными программами.

Я боюсь, что мы вступаем в период, когда стилистические разногласия с властью уже тоже не допустимы! Потому что содержательных разногласий у Парфенова особо не было.

 

- А насколько принципиальной причиной для увольнения может быть сам катарский сюжет?

 

Мы с вами не видели сюжета, поэтому нам трудно судить. Но насколько я понимаю из имеющейся информации, сам сюжет тут был не причем. Важно было то, что его просили  об этом не упоминать, а он не счел для себя это возможным.

Очень огорчительно, что роль исполнителя взял на себя вроде приличный человек Герасимов, в отсутствие господина Сенкевича.

 

- Приличный человек Герасимов всегда верно служил власти, еще с советских времен.

 

Ну, тем не менее, …все мы служили советской власти. И если мы начнем рассматривать, как служил советской власти, например, Егор Яковлев или Коротич, то это было именно служение советской власти и никакой другой. Так что, это для меня не показатель. Я считаю, что в новейшее время Герасимов выглядел вполне приличным человеком.

 

- А что дальше будет? Все всё проглотят?

 

Разумеется, проглотят. А что они будут делать? Куда уходить то? Уходить некуда. По этому поводу представить себе то, что на НТВ снова соберется команда, которая ценою своего пребывания на канале попытается отстоять Парфенова, невозможно!  Хотя реакция канальцев, я прочитал про реакцию Тани Митковой, абсолютно однозначна.

 

Заместитель председателя РДП «Яблоко» Сергей Митрохин считает,  что произошедшее с Парфеновым – очередное доказательство наступления на свободу слова:

- НТВ полностью расписалось в том, что оно является государственным каналом, на котором действуют правила политической цензуры. Журналисты должны им следовать, и если не следуют и не подчиняются цензуре, то они подлежат увольнению. Это ясно и понятно. То есть, НТВ уже не сможет делать вид, что является независимым каналом. После увольнения Парфенова это стало невозможным.

 

Независимый депутат Госдумы Виктор Похмелкин, лидер Движения автомобилистов России, с таким мнением солидарен:

- Эту проблему надо рассматривать, естественно, более широко. На мой взгляд, трудно найти разумные и рациональные объяснения увольнения одного из лучших российских журналистов. Что бы там ни было в этом катарском сюжете, и какое бы действие Парфенов не совершил вразрез с информационной политикой канала, или даже с государственной политикой, у нас сегодня в стране не так много ярких и достойных журналистов осталось, чтобы принимать подобного рода решения.

Сомнения у меня насчет того, надо было это интервью давать в эфир или не надо, есть, и я признаю за редакцией право отстаивать свою политику. Однако с журналистами такого класса, как Парфенов, редакции любого уровня надо выстраивать отношения по-другому, а не в стиле командного администрирования и прямого запрета.

Кроме этого, как мне кажется, поскольку Парфенов – один из популярнейших российских журналистов, руководство НТВ должно объясниться со зрителями, причем серьезно объясниться, рассказав обо всех мотивах и причинах его увольнения. Это не только дело частного собственника, но и огромного количества российских граждан.

И если рассматривать ситуацию шире, то надо признать, что мы сегодня реально имеем цензуру на всех наших телеканалах, причем не только  на государственных, но и на частных! У нас сегодня действительно вопреки либеральному законодательству и демократической конституции отсутствует реальная свобода слова, и увольнение Парфенова это лишний раз подтвердило.

 

 

Оценить статью
(0)