Войны 21 века

Политолог Уильям Эйрс проанализировал 77 военных конфликтов за период с 1945 по 1996 год. Оказалось, что в большинстве случаев они не были войнами между государствами. Гораздо чаще против государств сегодня сражаются негосударственные вооруженные формирования.

Подобные конфликты на первый взгляд менее кровавы, чем "традиционные" войны. Зато они могут тянуться годами, десятилетиями и даже столетиями. В результате, число жертв и разрушений в них зачастую оказывается выше, чем в "традиционной" войне.

Из-за постепенного исчезновения "традиционных" войн формальный акт объявления войны также стал политическим анахронизмом. В эпоху межгосударственных конфликтов правительства формально декларировали, что объявляют войну, чтобы установить правила игры: перевести экономику и жизнь общества на военный лад, бороться с внутренней оппозицией, определить статус солдат враждующих армий и т. д. Hо, после Второй Мировой войны формальные декларации войны стали крайней редкостью. А при столкновении с негосударственной структурой, объявление войны и вовсе оказывается юридическим нонсенсом, поскольку государство не может объявить ее подпольной организации. По этой причине, как правило, используются формулировки "применение силы", "превентивный удар", "ограниченная военная операция" и т.д. Соответственно, анахронизмом стало и подписание договора, закрепляющего условия прекращения военных действий.

Малоэффективно и международное миротворчество. Анализ участия ООН в разрешении 57 вооруженных конфликтов показал, что миротворцы зачастую не в состоянии повлиять на окончание конфликта. Причины тому - их относительная малочисленность, а также то, что силы ООН в силу своей бюрократической неповоротливости зачастую действуют с опозданием и плохо информированы о реальной, быстро изменяющейся ситуации. Во многих случаях войска ООH выводятся из страны слишком рано, до того, как там сформируется дееспособная власть. Кроме того, государства-члены ООH очень неохотно финансируют миротворческие операции и еще более неохотно предоставляют для них свои воинские контингенты - за исключением, естественно, тех случаев, когда под прикрытием мандата ООН они реализуют свои собственные интересы - что, строго говоря, уже не может быть названо миротвочеством.

Не только устранение, но даже действительное понимание причин большинства современных конфликтов оказывается очень непростым делом. Зачастую в их реальной основе лежат не объективные и рациональные интересы того или иного государства или группы лиц, выдвигаемые как предлог, а сложные общественные процессы, включающие множество скрытых факторов, в том числе иррациональные страхи и предубеждения. Таким образом, на смену конфликтам государств все чаще приходит конфликт культур и обществ, когда воюющие или враждующие стороны не просто соревнуются в силе, но и существенно изменяются, оказывая друг на друга значительное влияние. В результате, такие конфликты становятся серьезным фактором общественной эволюции, который нельзя не принимать во внимание, и одновременно - сложным процессом, развитие которого порой невозможно предсказать, поскольку все предсказания базируются на "статичных" моделях.

 

Источник: «Днестровский курьер»

Оценить статью
(0)