Баальбек
Какая глыба
Римляне пришли в эти края незадолго до начала нашей эры. Посреди плодородной долины Ливана стоял городок Баальбек со знаменитым в округе храмом. Прежде он был посвящен богу громовержцу Хадда-ду, а до этого — финикийскому божеству Баалу-Белу, в честь которого и был назван город. Суеверное поклонение окружало не столько сам храм, сколько террасу, на которой он стоял,— три колоссальные каменные плиты. В каменоломне неподалеку осталась лежать четвертая глыба длиной 20 м и весом больше тысячи тонн. Чтобы сдвинуть ее с места, требовалось 40 тысяч человек. А ведь нужно было еще протащить камень 5 км, поднять его на возвышение и с математической точностью уложить в основание храма!
Считается, что веранда была сложена в XVIII веке до н.э., когда долину населяли финикийцы. А некоторые всерьез именуют Баальбек взлетной площадкой космических пришельцев. Но римляне не задавались такими вопросами — они стремились затмить славу древних строителей. На месте святилища Хаддада начали строить грандиозный храм Юпитера, окруженный лесом 20-метровых порфировых колонн. Храм высотой 35 м стоял на камнях веранды, к нему вела украшенная статуями лестница, по которой мог пройти целый легион. Внутри храма стояла золотая статуя Юпитера, которую в дни праздников носили по улицам города. Рядом на акрополе (возвышение) располагались два храма поменьше — Вакха и Венеры.
С приходом христианства статуи богов были разрушены, а храмы превращены в церкви. Византийский император Юстиниан приказал отвезти в Константинополь 107 порфировых колонн акрополя для украшения храма Святой Софии. В XIII веке крестоносцы построили в Баальбеке крепость, камни для которой брали из стен храма. Остатки зданий обрушились во время землетрясений, и сегодня над развалинами возвышаются лишь 6 колонн. И еще осталась веранда, которой пролетевшие столетия не нанесли никакого вреда, пишет Paradox..
Ангкор
Башни на флагах
В конце XIX века по Камбодже в поисках реликтового черного быка путешествовал французский натуралист Анри Муо. В непроходимых джунглях у города Сиемреап крестьяне рассказали ему о поселении, построенном племенем гигантов. Натуралист проявил любопытство — и открыл Ангкор, древнюю столицу Камбоджийской империи. Ангкор рос и процветал 6 веков, но в XV веке люди ушли отсюда и все поглотили равнодушные джунгли. Они и сегодня скрывают многие постройки, хотя главные из них расчищены и привлекают туристов со всего мира.
В XII веке царь Сурьяварман II построил Ангкор-Ват — самое большое культовое сооружение в мире. Храм высотой 65 м стоит на трех 13-метровых платформах, окруженных стеной. Когда-то пять храмовых башен были покрыты листами золота, но всего этого давно нет. Остались километры барельефов со сценами из индийской мифологии (Ангкор-Ват — индуистский храм), а также из истории кхмеров. Грандиозный храм строился десятки лет, чтобы возвеличить царя-узурпатора, пришедшего к власти в обход законных наследников. После смерти Сурьявармана империя развалилась. Ее могущество возродил в конце XII века царь Джаяварман VII. В стороне от Ангкор-Вата он построил Ангкор-Тхом — новую столицу, в центре которой возвышался храм Байон. Этот храм был буддийским, и на его башнях загадочно улыбались будды и бодхисатвы.
По площади Ангкор-Тхом превосходил любой город тогдашней Европы, и его строительство окончательно подорвало силы империи. Постепенно город пустел, его улицы зарастали деревьями. В 1431 году, после набега тайцев, жители окончательно ушли из Анг-кор-Тхома. Постепенно камбоджийцы стали приписывать создание Ангкора гигантам или демонам-нагам. Немалый урон памятнику нанесла многолетняя гражданская война. Сегодня реставраторы берегут 200 сохранившихся построек, а самая знаменитая из них, пяти-башенный Ангкор-Ват, красуется на флаге и гербе Камбоджи.
Мачу-Пикчу
Женские дела
У этого сооружения нет имени. Название «Мачу-Пикчу» («древняя вершина» на языке индейцев) относится к соседней горе, и никто не знает, как называли крепость ее прежние обитатели, покинувшие ее за четыре века до того, как в 1911 году в Перу появился американский археолог Хайрем Бингем. Позже он вспоминал: «Внезапно мне стало ясно, что эти стены с примыкающим к ним полукружьем храма — одно из красивейших сооружений, созданных человечеством».
Мачу-Пикчу был небольшим поселением, где жило не больше тысячи человек. Раскопки показали, что в основном это были женщины — жрицы расположенного здесь храма Солнца. «Солнечные девы» обычно жили в столице, образуя гарем Великого Инки. Почему некоторых из них отправили в далекие горы, на окраину инкской державы? Возможно, они в чем-то провинились. Или, напротив, удостоились чести вести сложные наблюдения в обнаруженной в Мачу-Пикчу обсерватории. Здесь же весной и осенью справлялся праздник Инти-Райми — «возвращенного Солнца». Крепость, как и другие сооружения инков, построена с удивительным искусством. Тяжелые каменные глыбы пригнаны друг к другу так плотно, что между ними не просунуть и лезвие ножа. Неизвестно, как строителям удавалось доставлять камни наверх, ведь Мачу-Пикчу нависает над пропастью на высоте 2500 метров над уровнем моря. Есть мнение, что его построили представители другой цивилизации, более древней и высокоразвитой, чем инки.
Не удалось пока разгадать и тайну исчезновения жителей затерянной в горах крепости. Вскоре после испанского завоевания 1533 года Мачу-Пикчу опустел, хотя испанцы сюда не добрались. Возможно, «солнечные девы» вымерли от голода, когда местные крестьяне перестали снабжать их провизией. Только благодаря Бингему руины Мачу-Пикчу были очищены от растительности и стали местом паломничества археологов и туристов.
Вадим Эрлихман