25 июня Госдума рассмотрела во втором чтении законопроект об изменениях в законодательстве, касающихся ужесточения наказания за управление транспортными средствами в нетрезвом виде. Рассмотрела положительно, так как отныне у пьяных водителей будут изымать водительские удостоверения не на один год, как раньше, а сразу на полтора-два года по решению суда, причем штрафы за управление транспортным средством в нетрезвом виде будут вообще отменены.
Инициатор законопроекта Владимир Плигин, председатель комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и строительству, выступая перед депутатами, мотивировал необходимость принятия поправок статистикой ДТП, согласно которой примерно четверть погибших в течение пяти месяцев текущего года на дороге людей (1074 из 4039 человек) стали жертвами ДТП с участием водителей, находившихся в состоянии опьянения.
Однако опыт показывает, что в большинстве случаев ужесточение наказание еще никогда не приводило к уменьшению количества преступлений. Тем более в данном случае – полагать, что тюрьма для пьяного водителя является меньшим наказанием, чем отъем прав на 1,5 – 2 года, наивно. Надеяться на то, что гаишники после принятия законопроекта уменьшат ныне существующую «таксу» - $200-1000 в зависимости от региона, после уплаты которой пьяного водителя отпускают домой без машины, но с правами – еще более наивно. Она будет в соответствующее количество раз увеличена.
Любой автолюбитель может подтвердить, что размер взяток после недавнего принятия поправок в административный кодекс возрос, и гаишников не пугают ни облавы на оборотней в погонах, ни грозные окрики начальства, ни общественные акции автолюбителей.
Комментируя принятый парламентским большинством законопроект, Виктор Похмелкин, независимый депутат ГД, председатель Движения «Автомобильная Россия» согласился с тем, что это усилит коррупцию в ГИБДД, так как создаст дополнительный повод для вымогательства. Он пытался это доказать коллегам - депутатам, однако в ответ ему было сказано, что тема коррупции – это отдельный вопрос и к данному законопроекту не относится.
Движение автомобилистов о коррупции на дорогах заявляло не раз, причем не голословно, а подкрепляя это фактическими данными. По мнению В. Похмелкина, наикратчайший путь к успеху – качественное изменение ситуации в ГИБДД, которое подразумевает много мер, в том числе, переаттестацию сотрудников, значительное увеличение им заработной платы, а также обеспечение минимальных условий для нормальной работы. Если в регионе водителю автомашины ГИБДД выдают по 10 литров бензина в неделю, то можно ли требовать, чтобы он не изыскивал этот бензин любыми путями и не брал взяток?
С тем, что увеличение срока отъема прав у пьяных водителей изменит ситуацию в лучшую сторону, Виктор Похмелкин категорически не согласен, так как эти водители за совершенные преступления и так будут наказаны. Зато «стоимость» возврата прав, несомненно, возрастет.
В.Похмелкин подтвердил, что в коррупционном рейтинге ГИБДД взятки за вождение в нетрезвом состоянии стоят на первом месте. Причем гаишники действуют в данном процессе сообща с медиками, которые проводят медицинское освидетельствование водителей. Это для них – надежный источник теневых доходов. Система медицинского освидетельствования несовершенна, Движение автомобилистов заявляло об этом не раз и имеет собственные предложения по усовершенствованию этой системы.
24 июня В. Похмелкин обратился в Министерство здравоохранения и социального развития с предложением подправить Инструкцию по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Все поправки направлены на укрепление гарантий прав добросовестных водителей и предотвращение злоупотреблений со стороны медиков и сотрудников ГАИ, заявил депутат.