Круглый стол «Пути разрешения кризисных ситуаций в местах лишения свободы» состоялся в Музее и общественном центре имени А.Д. Сахарова 2 июля. Мероприятие проводилось по решению секции «Гражданский контроль за закрытыми учреждениями» Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ. Целью круглого стола была попытка налаживания диалога общественных организаций и правоохранительных органов. Участие в нем приняли как представители правозащитных организаций, так и Генеральной Прокуратуры РФ; представители ГУИН мероприятие проигнорировали. Поводом для проведения такого круглого стола стал недавний кризис в местах лишения свободы в ряде регионов. Правозащитники посчитали необходимым извлечь уроки из кровавого противостояния заключенных и администрации колоний, но работники ГУИН, видимо, придерживаются иного мнения.
В апреле достоянием международной общественности стали пытки и истязания в багдадской тюрьме «Абу-Грейб». В результате разгоревшегося скандала: прошли слушания в Конгрессе США; извинялся президент США Буш, заявивший, что происходящее - позорное пятно на армии и на государстве; развернулись широчайшие кампании протеста; США вынуждены были отказаться от притязания на иммунитет для своих военнослужащих от Международного Уголовного Суда; были возбуждены уголовные дела в отношении виновных военнослужащих и вольнонаемных работников тюрьмы, один из которых уже осужден (через месяц после начала следствия)... Разумеется, все это произошло только после интенсивного давления общественного мнения, поскольку военная бюрократия и спецслужбы делали все, чтобы затормозить расследование по фактам нарушения закона, которые им стали известны еще осенью 2003 года.
Приблизительно в эти же сроки российской общественности стали известны факты жесточайшего произвола тюремных властей, приведших к акциям протеста заключенных в колониях и тюрьмах Иркутской и Челябинской областей. Для подавления ненасильственных акций протеста в виде голодовок были использованы массовые избиения заключенных спецназом Минюста. Российский «Абу-Грейб» по своим масштабам несопоставимо превосходит иракский инцидент. По оценкам правозащитников, он как раковая опухоль охватывает значительную часть системы ГУИН. И апрельско-майский кризис в местах лишения свободы в ряде регионов, когда произошли массовые акции протеста заключенных, были человеческие жертвы, а должностные лица ГУИНа попытались свалить вину за это на правозащитников, в очередной раз продемонстрировал всю серьезность ситуации.
«Анализ обращений заключенных в правозащитные организации убедительно показывает, что именно администрация мест заключения провоцировала осужденных на возмущения бесчеловечным обращением, включая: незаконное уменьшение хлебного пайка, создание системы постоянных мелочных придирок, многочасовые маршировки под флейту и барабан, понуждение записываться в секции «дисциплинарного порядка», избиения, истязания, моральные и физические надругательства, связанные с регулярным раздеванием догола, и даже прямые угрозы гомосексуального изнасилования осужденных», - заявил исполнительный директор Общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев.
«Цель этого разгула самоуправства - сломить волю осужденных к отставанию своего достоинства, своих прав, - считает правозащитник. - Ответ заключенных был легко предсказуем - как минимум, три суицида в Челябинской области; многочисленные членовредительства в знак протеста, вплоть до вскрытия вен и брюшной полости, голодовки». «Когда протесты правозащитников привлекли внимание к происходящему, когда стало очевидно, что действия тюремщиков спровоцировали цепную реакцию акций протеста, начались самоубийства и массовые членовредительства осужденных, то некоторые руководители ГУИН, «спасая лицо», не нашли ничего лучше, чем обвинить во всем правозащитные организации, приписав им связь с криминалитетом и заговор с целью дестабилизации ситуации в местах лишения свободы», - сказал Пономарев.
Правозащитник с сожалением отметил, что местные органы прокуратуры не дают должной оценки произошедшего: вынужденные признать «несоразмерность применения» спецсредств к осужденным, «они, тем не менее не нашли ничего незаконного в тех вопиющих фактах притеснения и истязания осужденных, которые стали причиной произошедших трагедий».
Летопись страшных фактов, подробности карательных действий работников ГУИН по отношению к заключенным представила вниманию общественности правозащитная организация «За права человека» в виде доклада о кризисе в системе ГУИН «Российский «Абу-Грейб». По мнению правозащитников, хотя бы в такой форме, в форме предоставления информации необходимо наладить сотрудничество общественных организаций и правоохранительных органов.
«Мы, общественность, являемся независимым источником информации, мы проводим свои исследования бесплатно. И используя нашу информацию, должностные лица ГУИН могут с теми проблемами, которые мы поднимаем, бороться. Только участие общественных организаций в разрешении критических ситуаций в местах лишения свободы могут содействовать гуманизации системы ГУИН», - сказала руководитель Краснодарского регионального отделения движения «За права человека» Татьяна Рудакова.
Говорить о системе ГУИН как об исправительной можно только с кривой усмешкой. Каждому, кто вырос в России, очевидно, что это система карательно-репрессивная. Таковы традиции нашего государства, в границах которого бытует очень жизненная пословица: «От тюрьмы и от сумы не зарекайся». Очевидно также, что пока общество будет с такой традицией мириться, ничего не изменится, а ГУИН останется учреждением по лишению не только свободы, но и прав, включая право на жизнь.