Как защитить свои права? . пособие призывнику

Как защитить свои права? . пособие призывнику

Как защитить свои права? . пособие призывнику
“Система призыва себя изжила, это наследие крепостного права», - такое мнение о системе комплектования российских вооруженных сил высказал Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин на презентации книги «Защита прав граждан, призываемых на военную и направляемых на альтернативную гражданскую службу», которая состоялась 9 июля в Центральном Доме журналиста.

Одним из направлений деятельности Уполномоченного является правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Предлагаемый читателю сборник подготовлен сотрудниками аппарата Уполномоченного и направлен на ознакомление граждан с положениями нормативных актов, регулирующих вопросы призыва на военную службу и направления на альтернативную гражданскую службу (АГС), а также обжалование действий органов власти и должностных лиц в судебном и административном порядке.

В сборник включены международные акты, международные договоры и законодательные акты Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств.

«В немалой степени нарушению прав граждан призывного возраста способствует низкий уровень их правовой грамотности, что не позволяет им законными способами защитить свои права, приводит к уклонению от прохождения военной службы и другим правонарушениям», - сказал Владимир Лукин.

По словам Лукина, проблемы связанные с призывом граждан на военную службу, находятся под пристальным наблюдением аппарата Уполномоченного. Результаты анализа информации о нарушении прав призывников, обобщения итогов рассмотрения их жалоб находят свое отражение в официальных документах Уполномоченного, которые включены   в настоящий сборник.

Начальник Управления  государственной  защиты  прав  человека  Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Вячеслав Селивестров рассказал о работе специального отдела по защите прав военнослужащих и членов их семей. «Уполномоченному постоянно поступают жалобы родителей и самих призывников на нарушения их прав. По ним принимаются конкретные меры. Факты необоснованного призыва на военную службу негодных по состоянию здоровья, нарушения прав на отсрочку и освобождение от прохождения военной службы, отказов в направлении на альтернативную гражданскую службу не остаются без внимания и реагирования Уполномоченного», - сказал Селивестров.

По его словам, больше всего обращений граждан поступает в связи с необоснованным призывом на военную службу, много граждан жалуются на использование служащих по призыву на работах, не связанных с военной службой, а такой болезненный пункт, как неуставные отношения, в последнее время, видимо, не так остро стоит в армии.

Приведенные Владимиром Лукиным статистические данные свидетельствуют, что государство по-прежнему привлекает к исполнению этого долга и направляет в казармы далеко не самую подготовленную и достойную часть молодежи. Из призванных на военную службу в 2003 г.:

- нигде не работали и не учились до призыва - 34,9%;

- не имели основного общего образования - 21,7%;

- имели ограничения по состоянию здоровья - 53,4%;

- воспитывались одним родителем -19,5%;

- состояли на учете в органах внутренних дел за антиобщественные проступки - 6%;

- имели снятую или погашенную судимость - 5,1%.

Такое «качество» контингента призывников, по словам Лукина, негативно влияет на климат в армейской среде.

В ходе презентации публике было рассказано о вкладе, внесенном Уполномоченным в подготовку и принятие в 2002 г. Госдумой Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе". С целью формирования благоприятного общественного мнения и обсуждения конкретных предложений по законопроекту специалисты аппарата Уполномоченного по его указанию приняли участие в мероприятиях региональных правозащитных организаций по проблеме АГС.

Владимир Лукин провел ряд рабочих встреч с депутатами, фракциями и депутатскими группами, неправительственными правозащитными организациями, принял меры к обсуждению проблемы в средствах массовой информации. Деятельность  Уполномоченного  на  данном  направлении  в определенной степени способствовала тому, что к началу 2002 г. актуальность введения альтернативной гражданской службы нашла поддержку у подавляющего большинства российской общественности.

«Ни одна партия, ни одно общественное объединение, ни одна из ветвей власти, как в центре, так и в регионах, уже не выступали против этого института, что, в конечном итоге, обусловило его окончательное законодательное закрепление», - сказал Владимир Лукин

«Действенность вышеуказанного закона, вступившего в силу 1 января 2004 г., покажет практика его применения. Мы приложим все усилия по его совершенствованию», - добавил он.

 

Оценить статью
(0)